Идея краха на острове Пасхи может быть преувеличена
Вероятно, вы знаете Остров Пасхи как «место с гигантскими каменными головами». Этот отдаленный остров в 2,300 милях от побережья Чили уже давно считается таинственным — место, где полинезийские моряки создали лагерь, построили гигантские статуи, а затем разрушили свое собственное общество в результате боевых действий и чрезмерной эксплуатации природных ресурсов.
Однако новая статья в «Journal of Pacific Archeology» намекает на более сложную историю — анализируя химический состав инструментов, используемых для создания больших каменных скульптур, археологи обнаружили доказательства сложного общества, в котором люди делились информацией и сотрудничали.
«В течение долгого времени люди интересовались историей этих очень важных статуй, — говорит ученый из полевого музея Лоар Дуссобю, один из авторов исследования. «Наше исследование показывает, как люди взаимодействуют между собой,и это помогает пересмотреть теорию».
«Идея конкуренции и краха на острове Пасхи может быть преувеличена», — говорит ведущий автор работы Дейл Симпсон, археолог из Университета Квинсленда. «Для меня индустрия каменной резьбы является убедительным доказательством того, что существует сотрудничество между семьями и ремесленными группами».
Первые люди прибыли на остров Пасхи (или на местный язык, Рапа Нуи) около 900 лет назад. «Первое население, согласно устной традиции, прибыло на двух каноэ, возглавляемыми первым «царем» острова, Хоту Мату», — говорит Симпсон. За эти годы население выросло до нескольких тысяч человек, образуя сложное общество, которое и изготовило статуи.
Этим остров Пасхи и известен на сегодняшний день. Эти статуи или моаи, часто называемые «головами островов Пасхи», на самом деле являются целыми человеческими фигурами, которые со временем стали частично погребенными. Моаи, которые представляют важных предков Рапа Нуи, насчитывают почти тысячу штук, а самый большой из них — более двадцати метров.
По словам Симпсона, размер и количество моай намекают на сложное общество. «У древнего Рапа Нуи были вожди, священники и гильдии рабочих, которые ловили рыбу, выращивали урожай и делали моай. Был определенный уровень общественно-политической организации, необходимой для выработки почти тысячи статуй», — говорит Симпсон.
Недавние раскопки четырех статуй во внутреннем районе Рано Рараку. Ученые подробно рассмотрели двадцать одну из 1600 каменных орудий из вулканического камня, называемый базальтом, который был найден при раскопках. Около половины инструментов, называемых токи, восстанавливались из фрагментов, которые предлагали, как они использовались.
Цель проекта заключалась в том, чтобы лучше понять, как могли взаимодействовать оружейники и скульпторы статуй, таким образом получив представление о том, как функционирует индустрия производства статуй. «Мы хотели выяснить, откуда взялись материалы, используемые для изготовления артефактов», — пояснил Лоар Дуссобю. «Мы хотели знать, собирают ли люди материал рядом с тем местом, где они жили».
На острове Пасхи есть как минимум три разных источника, которые Рапа Нуи использовали для материала, чтобы сделать свои каменные орудия. Базальтовые карьеры занимают двенадцать тысяч квадратных метров, площадь которых составляет два футбольных поля. И эти карьеры, различные инструменты, и движение между геологическими объектами и археологическими объектами проливают свет на доисторическое общество Рапа Нуи.
«Базальт — это сероватая скала, которая не похожа на что-то особенное, но когда вы смотрите на химический состав образцов базальта из разных источников, вы можете видеть очень тонкие различия в концентрациях разных элементов», — объясняет Дюссобю. «Скала из каждого источника отличается из-за геологии каждого места».
Ученые провели химический анализ каменных инструментов. Археологи использовали лазер для отсечения крошечных кусков камня из токи, а затем использовали инструмент, называемый масс-спектрометром, для анализа количества различных химических элементов, присутствующих в образцах. Результаты указывают на общество, которое, по мнению Симпсона, связано с большим количеством сотрудничества.
«Большинство токи пришли из одного комплекса карьеров — как только люди нашли карьер, который им нравился, они оставались там», — говорит Симпсон. «Для того, чтобы каждый использовал только один тип камня, они должны были сотрудничать. Вот почему они были так успешны — они работали вместе.»
Такой уровень крупномасштабного сотрудничества противоречит популярному описанию, что жители острова Пасхи исчерпали ресурсы и в итоге оказались на краю гибели. «На острове Пасхи так много тайн, потому что оно было очень изолировано, но на острове люди были и продолжали взаимодействовать», — говорит Симпсон. В то время как общество было позже уничтожено колонистами и рабством, культура Рапа Нуи сохранилась. «Сегодня живут тысячи людей Рапа Нуи, общество не исчезло, — объясняет Симпсон.
Однако Энн Ван Тилбург из Института археологии призывает к осторожности в интерпретации результатов исследования. «Почти исключительное использование одного карьера для производства этих семнадцати инструментов поддерживает вид специализации ремесла на основе обмена информацией, но мы не можем знать на данном этапе, было ли взаимодействие совместным. Возможно, это также было каким-то образом принуждением. Поведение человека сложное. Это исследование стимулирует дальнейшее изучение древней культуры и наши раскопки продолжают проливать новый свет на резьбу моаи.»
Лоар Дуссобю отмечает, что исследование важно из-за его более широкого понимания того, как работают общества. «То, что происходит в этом мире — это цикл, то, что произошло в прошлом, повторится», — говорит Дуссубье. «Большинство людей живут не на маленьком острове, но то, что мы узнаем о взаимодействиях людей в прошлом, очень важно для нас сейчас, потому что то, что формирует наш мир, — это то, как мы взаимодействуем.»