Авторский материалИскусство и культура

Картина Клода Моне, давшая название импрессионизму

Клод Моне занимает свое место в истории искусства благодаря ведущей роли в импрессионистском художественном движении и непреходящей привлекательности его художественного стиля. Глядя на эту картину, написанную в начале его карьеры, она может показаться не одной из лучших картин Моне, но главное в ней то, что именно эта картина дала имя импрессионизму.

Что особенного в Моне и его картине Восход солнца?

Моне выставил картину под названием «Впечатление: восход солнца» (Impression, soleil levant) там, что сейчас называется Первой выставкой импрессионистов в Париже.

Клод Моне и группа из примерно 30 других художников, разочарованные ограничениями и политикой официального ежегодного художественного салона, решили провести собственную независимую выставку, что было необычно для того времени. Они называли себя Анонимным обществом художников, скульпторов, граверов и т. д. ( Société Anonyme des Artistes Peintres, Sculpteurs, Graveurs и т. д. ) и включали всемирно известных художников, таких как Ренуар, Дега, Писсарро, Моризо и Сезанн.

Выставка проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в бывшей мастерской фотографа Надара (Феликса Турнашона) на бульваре Капуцинов, 35.

В своем обзоре выставки искусствовед Le Charivari Луи Леруа использовал название картины Моне в качестве заголовка, назвав ее «Выставка импрессионистов». Леруа имел в виду это саркастически, поскольку термин «Impression» использовался «для описания быстро записанной картины с атмосферным эффектом, [что] художники редко, если вообще когда-либо выставляли картины, набросанные так быстро».

В своем обзоре, опубликованном 25 апреля 1874 г., Луи Леруа писал:

«Катастрофа казалась мне неизбежной, и мсье Моне было суждено внести последнюю каплю… Что изображено на полотне? Посмотрите в каталоге.
«Впечатление, восход».
«Впечатление — я был в этом уверен. . Я просто говорил себе, что, раз я был впечатлен, в этом должно быть какое-то впечатление… и какая свобода, какая легкость исполнения. Обои в зачаточном состоянии более закончены, чем этот морской пейзаж» .

В поддерживающем обзоре, опубликованном несколькими днями позже в Le Siècle 29 апреля 1874 года, Жюль Кастаньяри был первым искусствоведом, употребившим термин импрессионизм в положительном смысле:

«Общая точка зрения, которая делает их группой, обладающей собственной коллективной силой… — это их решение не стремиться к детальной проработке, а идти не дальше определенного общего аспекта. Как только впечатление было распознано и зафиксировано, они объявляют свою задачу выполненной. …Если мы хотим описать их одним словом, мы должны изобрести новый термин «импрессионисты». Они импрессионисты в том смысле, что изображают не пейзаж, а ощущение, производимое пейзажем».

Моне сказал, что назвал картину «впечатлением», потому что «она действительно не могла сойти за вид на Гавр».

Как писал Моне «Впечатление: восход солнца»

Для картины Моне, написанной масляной краской на холсте, характерны тонкие мазки довольно приглушенных цветов, поверх которых он наносит короткие мазки чистого цвета. В картине нет большого смешения цветов или многочисленных слоев, которые характеризуют его более поздние картины.

Лодки на переднем плане, а также солнце и его отражения были добавлены, когда тонкие слои краски под ними были еще влажными, и картина была написана «в очень короткое время и, вероятно, в один присест».

Следы предыдущей картины, начатой Моне на том же холсте, стали видны сквозь более поздние слои, которые, предположительно, с возрастом стали более прозрачными… темные очертания видны вокруг подписи и вертикально над ее правой частью, снова простираясь вниз, в область между двумя лодками и под ними.

Так что в следующий раз, когда вы будете повторно использовать холст, знайте, что это делал даже Моне. Но, возможно, нанесите краску более густым или непрозрачным слоем, чтобы гарантировать, что то, что находится под ней, не проявится со временем.

Если вы знакомы с картинами Уистлера и думаете, что стиль и подход к этой картине Моне кажутся похожими, вы не ошиблись:

«… широкие мазки тонко нанесенной масляной краски и деликатная обработка кораблей на заднем плане несут на себе четкий отпечаток знания Моне ноктюрнов Уистлера».

«… в неподвижной воде и портовых сценах, таких как [восход солнца], вода и небо одинаково обработаны жидкими завихрениями цвета, что предполагает, что Моне, возможно, отреагировали на ранние ноктюрны Уистлера».

Оранжевое солнце

Оранжевый цвет солнца кажется очень интенсивным на фоне серого неба, но превратите фотографию картины в черно-белую, и вы сразу увидите, что тон солнца похож на тон неба, и вообще не выделяется.

В своей книге «Видение и искусство: биология зрения» нейробиолог Маргарет Ливингстон пишет:

«Если бы художник рисовал в строго репрезентативном стиле, солнце всегда должно быть ярче неба… Делая его такой же яркой, как небо, [Моне] достигает жуткого эффекта».
«Солнце на этой картине кажется одновременно горячим и холодным, светлым и темным. Оно кажется таким ярким, что кажется пульсирующим. Но на самом деле солнце не светлее фоновых облаков… »

Далее Ливингстон объясняет, как разные части нашей зрительной системы одновременно воспринимают и цветную, и черно-белую версию солнца.

Перспектива в картине Моне «Впечатление: восход солнца»

Моне придал глубину и перспективу плоской картине, используя воздушную перспективу.

Посмотрите внимательно на три лодки: вы можете увидеть, как они становятся светлее по тону, так работает воздушная перспектива. Более светлые лодки кажутся нам дальше, чем самые темные.

Впечатление: восход солнца

Эта воздушная перспектива на лодках отражается в воде на переднем плане, где пятна краски на воде меняются от темных (под лодкой) к более светлым (оранжевый солнечный свет) и к самым светлым. Возможно, вам будет легче увидеть это на фотографии картины в оттенках серого.

Обратите также внимание на то, что три лодки расположены на прямой линии или на одной линии перспективы.

Это пересечение вертикальной линии, созданной солнцем и отраженным солнечным светом на воде. Моне использует эффект, чтобы еще больше вовлечь зрителя в картину и придать сцене ощущение глубины и перспективы.

Редакция не несёт ответственности за содержание предоставленного материала. Мнение авторов публикаций в разделе «Авторский материал» не обязательно отражает точку зрения редакции.
Показать больше
Back to top button