Космонавтика

Японский лунный посадочный модуль SLIM приземлился на нос

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) теперь имеет лучшее представление о том, почему его недавно приземлившийся космический аппарат SLIM не смог вырабатывать энергию.

Хотя SLIM успешно приземлился на Луну в начале этого месяца, он не позиционируется так, как планировалось. На изображении небольшого вторичного робота-исследователя видно, что он приземлился на нос, а не на тщательно спроектированные опоры.

SLIM (умный посадочный модуль для исследования Луны) был разработан для демонстрации точной посадки на Луну, отсюда и его прозвище «Лунный снайпер». Приземление произошло 19 января (начало 20 января в Японии), и первые телеметрические данные зонда были хорошими.

JAXA подтвердило мягкую посадку, в результате чего Япония стала лишь пятой страной, успешно высадившейся на Луну. Однако команда инженеров быстро поняла, что солнечные панели корабля не вырабатывают электроэнергию. JAXA приняло решение перевести посадочный модуль в режим сна, пока оно расследует проблему.

Именно здесь на помощь пришел SORA-Q. Этот сферический робот, также известный как Lunar Excursion Vehicle 2 (LEV-2), был выпущен незадолго до приземления SLIM.

JAXA теперь получило изображение от SORA-Q (вверху), подтверждающее, что спускаемый аппарат приземлился на Луне под неожиданным углом. SLIM был спроектирован с пятью алюминиевыми посадочными опорами, которые должны были изгибаться при посадке зонда. Однако SLIM воткнулся носом в землю, что объясняет, почему он не вырабатывает электроэнергию.

JAXA проанализировало данные телеметрии спускаемого аппарата и обнаружило, что его неправильное положение, скорее всего, является результатом отказа двигателя в последнюю минуту.

Посадочный модуль имеет два главных двигателя, которые должны были сначала опустить заднюю часть SLIM, позволяя передней части отклониться и привести все гибкие посадочные опоры в контакт с поверхностью. JAXA полагает, что во время маневрирования перед посадкой отказал один из двух двигателей. Единственный оставшийся двигатель замедлил космический аппарат достаточно для мягкой посадки, но боковая скорость была слишком высокой, из-за чего носовая часть корабля опустилась первой.

Скорость снижения в момент контакта с поверхностью составляла примерно 1,4 м/с или меньше, что было ниже расчетного диапазона, но такие условия, как боковая скорость и положение, находились за пределами расчетного диапазона.

Хорошей новостью является то, что SLIM, похоже, оказался именно там, где и предполагалось. Большинство лунных аппаратов нацелены на зону приземления площадью в несколько квадратных километров, но SLIM демонстрировала систему точной посадки, основанную на визуальном сопоставлении особенностей поверхности с картой высокого разрешения.

SLIM остановился примерно в 55 метрах от исходной целевой точки. Аппарат совершил маневр обхода препятствия на высоте 50 метров над поверхностью. Точность позиционирования оценивается менее чем в 10 метров, а возможно, всего 3-4 метра. По этой причине JAXA объявило испытания системы посадки полностью успешными.

JAXA по-прежнему считает, что возможно возродить SLIM, что позволит ему изучать лунную поверхность, как и планировалось. На изображении видно, что солнечные панели SLIM обращены на запад, в сторону от солнца. Однако угол падения солнечного света со временем будет меняться. Но чем дольше космический аппарат находится на Луне без питания, тем менее вероятным становится его воскрешение.

Дополнительно
JAXA
Показать больше
Back to top button