Астрономия и космос

Новая комета C/2024 S1 может затмить Венеру

На прошлой неделе наблюдатели в Южном полушарии получили возможность увидеть комету C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS), которая 27 сентября комета пролетела мимо Солнца на расстоянии 58,6 миллиона километров, после чего стала видна невооруженным глазом.

Но в то время как комета C/2023 A3 будет продолжать радовать нас до середины октября, вскоре ей конкуренцию может составить другая комета. Астрономы следят за «новой» кометой, которая, как ожидается, приблизится к Солнцу в конце этого месяца. Если она переживет сближение, она затмит Венеру в ночном небе.

Система ATLAS (Asteroid Terrestrial-impact Last Alert System) впервые обнаружила комету в прошлую пятницу. Первоначально получивший название A11bP7I, объект теперь называют кометой C/2024 S1 (ATLAS), но некоторые наблюдатели стали называть его «падающей кометой».

Это связано с тем, что C/2024 S1 (ATLAS) принадлежит к категории комет, называемых околосолнечными кометами Крейца, и были так названы в честь астронома Генриха Крейца, который впервые показал их взаимосвязь.

Эти кометы на самом деле являются фрагментами одной большой кометы (не менее 100 км в поперечнике), которая прошла мимо Солнца слишком близко, в результате чего распалась на более мелкие части несколько столетий назад. Все эти кометы движутся по одной и той же орбите, приближаясь  к Солнцу с каждым перигелием.

Астроном Генрих Крейц еще в конце 19 века заметил, что кометы, летящие по «солнечной» траектории, иногда «падают» на Солнце, как Икар, то есть пролетают слишком близко от Солнца.

Из-за близкого пролета кометы разрушались, и хотя они не врезались в поверхность Солнца, или фотосферу, они испарялись в очень горячей атмосфере звезды. Такова судьба, которая может постигнуть и комету C/2024 S1 (ATLAS).

Астрономы ожидают, что C/2024 S1 (ATLAS) достигнет перигелия (то есть ближайшей точки своей орбиты к Солнцу) 28 октября. Наблюдатели в Южном полушарии, скорее всего, увидят комету до того, как она достигнет перигелия, хотя в это время она не будет особенно яркой.

Если комета не распадется во время сближения с Солнцем, она будет сиять достаточно ярко, чтобы ее можно было легко найти в ночном небе Северного полушария. Согласно текущим прогнозам, звездная величина C/2024 S1 (ATLAS) составит от -5 до -7. Для сравнения, Венера — третий по яркости объект в нашей Солнечной системе после Солнца и Луны — светит со звездной величиной -4,6.

Самые яркие кометы семейства Крейца были видны невооруженным глазом даже в светлое время суток. Три наиболее впечатляющие — это Большие кометы 1843, 1882 и 1965 годов.

Первой обнаруженной кометой, орбита которой проходила чрезвычайно близко к Солнцу, была Большая комета 1680 года. Она пролетела на расстоянии всего 200 000 км (0,0013 а. е.) от поверхности Солнца, что равно примерно половине расстояния от Земли до Луны.

Таким образом, она стала первой из известных околосолнечных комет. Для гипотетического наблюдателя, находящегося на поверхности кометы, Солнце бы занимало на небе угол в 80°, было бы в 27 000 раз больше и ярче, чем на Земле, отдавая 37 мегаватт тепла на квадратный метр поверхности кометы.

kharko