Орангутаны используют молотковые инструменты для раскалывания орехов
Пока что только шимпанзе, капуцины и макаки использовали инструменты для колки орехов в дикой природе
Новое исследование Тюбингенского университета (Германия) демонстрирует, что у суматранских (Pongo abelii) и борнеских (Pongo pygmaeus) орангутанов может появиться навык раскалывания орехов посредством индивидуального обучения и определенных типов социального обучения без копирования.
«Раскалывание орехов молотковыми инструментами считается одним из самых сложных видов поведения при использовании инструментов, наблюдаемых у животных», — сказала ведущий автор исследования доктор Элиза Бандини.
«Пока что только шимпанзе, капуцины и макаки использовали инструменты для колки орехов в дикой природе. Однако механизмы обучения, лежащие в основе такого поведения, и степень «раскалывания орехов» у других видов приматов до сих пор неизвестны».
Чтобы проверить степень этого поведения у человекообразных обезьян и механизмы обучения, лежащие в его основе, исследователи предоставили 12 орангутанам в двух испытательных учреждениях — зоопарках Лейпцига и Цюриха — молотковые инструменты и неочищенные орехи.
По крайней мере, четыре животных спонтанно раскалывали орехи молотком, демонстрируя поведение, подобное тому, как приматы кололи орехи в дикой природе.
«Один орангутан изначально использовал наковальню как молот», — сказали ученые. «В более поздних экспериментах наковальня была прикреплена к земле, после чего животное спонтанно использовало деревянный молоток, чтобы расколоть орехи».
Остальные трое орангутанов старшего возраста, однако, пытались использовать руки или зубы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что индивидуальное обучение является основным фактором, способствующим овладению орангутанами умению колоть орехи, наряду с несколькими факторами, в том числе социальным обучением без копирования, общей генетической предрасположенностью и когнитивными способностями, которые позволяют гибко находить решения проблем.
«Таким образом, сами орангутаны могут развить сложное поведение исключительно посредством индивидуального обучения», — говорят ученые.
«Раскалывание орехов с помощью инструментов, таким образом, — по крайней мере, у орангутанов — поведение, которое не требует передачи культурных ценностей, оно не требует моделей поведения».
Результаты были опубликованы в American Journal of Primatology.