Популярная наукаПсихология

Почему скорочтение не работает

Сорок лет назад Дональд Хома, профессор психологии Аризонского государственного университета, специализирующийся на памяти и зрительном восприятии языковых стимулов, получил от официальных лиц Американской академии скорочтения необычное предложение.

Двое из их учеников достигли скорости чтения более 100 000 слов в минуту, что более чем в десять раз превышает скорость их средних учеников и более чем в 300 раз превышает скорость чтения взрослых с высшим образованием (от 200 до 400 слов в минуту). Захочет ли он оценить их потрясающие навыки в лабораторных условиях?

Профессор с радостью согласился. В лаборатории он поручил двум ученикам быстро прочитать весь учебник уровня колледжа, а затем пройти тест с несколькими вариантами ответов, чтобы оценить их понимание. Прочитав текст за считанные минуты, они прошли тест и провалили его. Похоже, они мало чему научились.

«Единственным заслуживающим внимания умением, продемонстрированным двумя учениками, была замечательная ловкость в переворачивании страниц», — заключил Дональд Хома.

Хотя этот эпизод, по общему признанию, является анекдотичным, он иллюстрирует то, что ученые в целом узнали о скорочтении: оно не работает.

Две основные причины, по которым скорочтение не работает

Вот уже более полувека все курсы скорочтения обещают резко ускорить навыки чтения без ущерба для понимания.

Сторонники утверждают, что люди могут научиться быстро читать, научившись воспринимать больше слов с меньшим движением глаз и заглушая свою внутреннюю речь, сопровождающую чтение.

Подводя итоги десятилетий исследований в статье, опубликованной в 2016 году, команда ученых-когнитивистов и лингвистов, специализирующихся на чтении и визуальном восприятии, развенчала оба этих принципа скорочтения.

Во-первых, то, как работает человеческое зрение, включая саму структуру глаза, просто не позволяет нам видеть слова на периферии нашего поля зрения с достаточной ясностью, чтобы полностью понять их значение.

Таким образом, представление о том, что целые блоки слов можно понять с первого взгляда, бессмысленно. Более того, эксперименты неоднократно показывали, что периферийное зрение «быстрых» читателей не лучше, чем у обычных читателей. Этому невозможно обучить.

Во-вторых, глушение внутреннего голоса при чтении может позволить человеку быстрее воспринимать текст, но, похоже, это происходит за счет понимания. Звуки являются ключом к языку, поэтому перевод визуальной информации в фонологическую (звуковую) форму, даже просто в уме, необходим для полного понимания написанных слов.

Чтение, быстрое и медленное

Тем не менее, те, кто стоит за программами скорочтения, указывают на данные, показывающие, что скорость чтения их учеников улучшается при сохранении понимания. Учащимся дается предварительное и последующее тестирование, и в целом они испытывают значительные улучшения. Авторы отчета за 2016 г. возразили на это, заявив, что данные о тестах, как правило, некорректные.

«Иногда предварительный тест сложнее, чем пост-тест, а иногда стажеры многократно тестируются на одном и том же материале. В обоих случаях неизбежно, что их результаты после теста будут лучше просто из-за относительной сложности тестов или из-за многократного повторения».

Когда ученые тщательно изучали курсы скорочтения, они неоднократно обнаруживали, что учащиеся действительно увеличивают скорость чтения, измеряемую в словах в минуту, но это ускорение происходит за счет ухудшения понимания. Чем быстрее люди читают, тем меньше они понимают прочитанное.

В настоящее время существуют приложения, которые якобы облегчают быстрое чтение. Большинство из них представляют слова текста по одному в одном и том же месте, что позволяет пользователю регулировать скорость представления.

Этот метод, называемый быстрым серийным визуальным представлением, позволяет читателю оставаться неподвижным, устраняя предположительно расточительную необходимость сканировать текст от слова к слову. Увы, эти приложения тоже не работают. По мере того, как пользователи настраивают скорость представления текста, их понимание написанного падает.

Что же делать?

Итак, если скорочтение — это фальшивка, есть ли способ читать быстрее?

Да, говорят ученые. Ответ заключается в том, чтобы больше читать в сочетании с расширением словарного запаса.

Такая практика, по общему признанию, отнимает много времени, но, как и многие другие навыки, для совершенствования которых требуются часы и часы повторения, способность к чтению должна оттачиваться со временем.

Подобно пианисту, играющему каждый день в течение многих лет, баскетболисту, делающему бесконечные броски, или пилоту, проводящему тысячи часов в воздухе, опыт требует времени. Этому нельзя научиться за несколько недель программы обучения.

Источник
Big Think
Показать больше
Back to top button