Биология

Пристрастие обезьян к спелым фруктам может объяснить, почему люди любят алкоголь

Глубоко укоренившееся пристрастие некоторых обезьян к спелым фруктам может объяснить, почему наш собственный вид питает такое пристрастие к алкоголю.

При изучении рациона черноруких паукообразных обезьян -Коата Жоффруа (Ateles geoffroyi) в Панаме исследователи обнаружили, что пальмовые плоды, которые эти животные регулярно едят, содержат небольшие дозы этанола.

Образцы мочи паукообразных обезьян также выявили метаболиты, специфичные для этанола, что говорит о том, что алкоголь не просто проходит через их тела, но переваривается и каким-то образом используется.

«Впервые мы смогли без тени сомнения показать, что дикие приматы без вмешательства человека потребляют фрукты, содержащие этанол», — говорит приматолог Кристина Кэмпбелл из Калифорнийского государственного университета.

«Это всего лишь одно исследование, и необходимо провести больше, но похоже, что в этой гипотезе «пьяной обезьяны» может быть доля правды».

Гипотеза о пьяных обезьянах была впервые выдвинута биологом Робертом Дадли в 2000 году. Гипотеза утверждает, что сильное влечение обезьян к запаху и вкусу этанола является эволюционным преимуществом, которое позволяет им выслеживать спелые, заряжающие энергией фрукты и поедать их до того, как другие животные смогут добраться до них.

Такое же стремление к этанолу все еще существует у нашего вида (Homo sapiens), но с тех пор оно оторвано от питательных свойств цельного фрукта.

Это интересная идея, но до сих пор доказательства гипотезы были ограниченными. Дикие шимпанзе (Pan troglodytes), например, были пойманы за поеданием ферментированного сока пальм, и позже было обнаружено, что этот сок содержит почти 7 процентов этанола. Тем не менее, неясно, привлекает ли этанол шимпанзе к фруктам, или их привлекает сам этанол.

Исследование, проведенное в Панаме, является первым, в котором напрямую измеряется потребление фруктов с высоким содержанием алкоголя, которые едят приматы.

Содержащиеся в неволе паукообразные обезьяны ранее проявляли чувствительность к запахам спелых фруктов, содержащих этанол, но это первое исследование, показывающее преимущественное потребление этих фруктов в дикой природе.

Похоже, что паукообразные обезьяны, добывающие пищу естественным образом, не только едят много фруктов, содержащих этанол, они также, по-видимому, метаболизируют ферментированные сахара.

«Обезьяны, вероятно, ели фрукты с этанолом для получения калорий», — говорят ученые. «Они получат больше калорий из ферментированных фруктов, чем из неферментированных. Чем больше калорий, тем больше энергии».

Коаты Жоффруа — относительно крупные приматы. Длина тела от 30 до 63 см, вес от 6 до 9 кг. Длина хвоста от 63 до 85 см. Самцы немного крупнее самок.

Цвет шерсти отличается у разных подвидов, и может быть красноватым, рыжим, коричневым, чёрным или светло-коричневым. Кисти передних конечностей и ступни задних конечностей чёрные. Лицо имеет светлые пятна вокруг глаз и носа.

Подобная склонность может существовать и у людей. На самом деле, фрукты, которые едят паукообразные обезьяны, — это те же фрукты, которые коренные жители Центральной и Южной Америки используют для приготовления чичи — ферментированного алкогольного напитка.

Популярность этого напитка может быть побочным эффектом нашей тяги к спелым фруктам. Когда дрожжи питаются сахаром, они производят спирт, вероятно, для борьбы с другими конкурентами. Затем летучее соединение распространяется по воздуху, привлекая животных, таких как мы, к сочной закуске.

Чем больше ферментированных фруктов мы едим, тем больше энергии получаем и, возможно, тем пьянее становимся.

Однако ученые подозревают, что в случае с паукообразными обезьянами опьянение незначительно. Частично съеденные фрукты, которые изучали исследователи, содержали только один или два процента этанола.

Но это дает некоторую физиологическую пользу. Может быть, также есть антимикробное преимущество в пище, которую они потребляют, или активность дрожжей и микробов может способствовать предварительному перевариванию фруктов.

Если у алкоголя есть какое-то эволюционное преимущество, передаваемое в течение десятков миллионов лет от общего предка между нами и современными приматами, то можно ожидать, что оно проявится в ДНК животного.

И это так. Гены, кодирующие метаболизм этанола, широко распространены среди млекопитающих, питающихся фруктами и нектаром. На самом деле, люди, шимпанзе, бонобо и гориллы имеют общую мутацию в гене, который улучшает активность фермента относительно этанола в 40 раз.

Какие преимущества этот ген в конечном итоге дает животным, еще предстоит изучить, но доступ к дополнительным калориям, вероятно, дал им эволюционное преимущество в среде, где поиск калорий требует много усилий.

«Учитывая, что положительный отбор по генам, кодирующим катаболизм (процесс метаболического распада) этанола, был существенным среди видов млекопитающих, потребляющих фрукты и нектар в целом, естественное потребление ферментированных углеводов, вероятно, будет более распространенным, чем считается в настоящее время», — заключают авторы.

Исследование было опубликовано в Royal Society Open Science.

Поделиться в соцсетях
Показать больше
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button