Психология

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Этимология.
Происходит от греч. theoria — исследование и лат. formare — образовывать.
Автор.
П.Я.Гальперин.
Категория.
Концепция управления процессом образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий.
Специфика.
Основана на ряде допущений:
• перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия;
• построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности, в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры;
• восприятие и мышление являются интериоризованными внешними предметными действиями.
В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации, выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный план. При реализации требований данной теории в учебном процессе регламентируются следующие действия: сначала учащемуся разъясняется ориентировочная основа действия, которая предстает в виде схемы на карточке; на основе этой схемы начинается выполнение решения задач, полная совокупность которых соответствует полноценному действию. При этом действие сначала осуществляется и отрабатывается во внешней речи, которая переходит во внутреннюю речь и, наконец, в «скрытую речь», представляющую собой исключительно внутреннее действие.
Поделиться в соцсетях
Показать больше
Back to top button