Психология

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО НАУЧЕНИЯ РОТТЕРА

Автор.
Дж.Роттер.
Категория.
Поведенческая теория личности.
Специфика.
В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях.
Аксиоматика:
1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.
2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).
3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.
4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.
5. Опыты личности взаимно проницаемы.
6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.
В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий.
1-й концепт.BP x, s1, ra = fE x, s1, raили BP = E * RVТ.е.вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление.BP — вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защитыE — ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0.E и RV- независимы.RV- шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие).2-й концепт.E s1 = fE s1или E = E’ + GEТ.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно-специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения.GE — генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике).3-й концепт.RV a, s1 = fE ra, … E r(b-n)E ra — ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n.RV (b-n) — субъективная цена подкрепления от b до n.Минимальный уровень цели — объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели.4-й концепт.s1 — психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира).Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других.Литература.
Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: Prentice-Hall, 1954;
Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966;Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart
Поделиться в соцсетях
Показать больше
Back to top button