Астрономия и космосПланетология

Три массивные планеты вращаются вокруг гигантской звезды HD 33142

Международная группа астрономов, используя метод лучевой скорости (RV), обнаружила третью планету в планетной системе HD 33142.

С момента первого обнаружения экзопланет вокруг звезд солнечного типа в 1995 году количество подтвержденных экзопланет быстро увеличилось до более чем 5000.

Большинство из них были обнаружены с использованием метода транзита, а затем метода RV.

Техника RV — лучший способ определить орбитальную архитектуру многопланетных систем, что важно для улучшения нашего понимания формирования планет и эволюции орбит.

Недавно открытая планета вращается вокруг HD 33142, звезды K-гиганта, расположенной на расстоянии 121,8 парсека (397 световых лет) от нас в созвездии Зайца.

Этой звезде, также известной как HIP 23844 и BD-14 1051, не менее 2,7 миллиарда лет, она примерно в 4 раза больше и в 1,5 раза массивнее Солнца.

«HD 33142, скорее всего, является гигантской звездой в самом начале фазы красного гиганта, но она также может находиться в конце ветви субгигантов», — сказали астрономы.

Уже было известно, что у этой звезды есть две планеты с массой Юпитера: HD 33142b с периодом обращения 330 дней и HD 33142c с периодом обращения 830 дней.

Теперь ученые нашли убедительные доказательства присутствия их короткопериодического компаньона.

Инопланетный мир, названный HD 33142d, в пять раз менее массивен, чем Юпитер, и совершает один оборот вокруг родительской звезды каждые 90 дней.

«Мы обнаружили, что HD 33142b, c и d, вероятно, будут поглощены около вершины фазы ветви красных гигантов из-за приливной миграции», — сказали исследователи.

HD 33142d была обнаружена в данных наблюдений с помощью спектрометра Echelle высокого разрешения (HIRES), установленного на 10-метровом телескопе KECK на Мауна-Кеа, Гавайи, оптического спектрографа расширенного диапазона с волоконным питанием (FEROS) на 2,2-метровом телескопе в обсерватории ESO La Silla, и высокоточного радиального скоростного Planet Searcher (HARPS) на 3,6-метровом телескопе в той же обсерватории.

«Наше открытие показывает, что стоит пересмотреть уже известные планетные системы с редкими выборками лучевых скоростей, поскольку более точные данные по более длительным временным базовым линиям ведут к большему количеству открытий экзопланет, а также к более полной картине планетной системы, в которой они находятся», — заключили авторы.

Их статья будет опубликована в Astronomical Journal.