Оптика и фотоникаПопулярная наука

Ученые раскрыли тайну «Спасителя мира»

Одна из великих загадок живописи Леонардо да Винчи - почему стеклянный шар не показывает никаких признаков преломления и отражения света

Ученые, возможно, раскрыли одну из великих загадок живописи Леонардо да Винчи — почему стеклянный шар на картине «Спаситель мира» (датированной примерно 1499 годом н.э.) не показывает никаких признаков преломления и отражения света, которые можно было бы ожидать.

Ответ, согласно компьютерным моделям, заключается в том, что на картине Иисус держит полую, а не сплошную стеклянную сферу, которая, казалось бы, была изображена да Винчи.

Эта идея о полой сфере уже обсуждалась историками искусства, наряду с альтернативными гипотезами, касающимися горного хрусталя, но теперь усовершенствованный 3D-рендеринг показал, что рисунок да Винчи точно представляет собой полый стеклянный объект.

«Наши эксперименты показывают, что оптически точный рендеринг, качественно соответствующий изображению картины, действительно возможен с использованием материалов, источников света и научных знаний, доступных Леонардо да Винчи около 1500 года», — пишут исследователи в своей статье.

Одеяния Христа, показанные за сферой в Salvator Mundi (в переводе с латинского «спаситель мира»), не искажены и не увеличены, хотя на поверхности также нарисованы три белых пятна. Некоторые историки предполагают, что да Винчи сознательно нарисовал шар нереальным образом.

Однако, используя технику компьютерной графики, известную как обратный рендеринг — где трехмерные детали сцены экстраполируются из двухмерного изображения — ученые смогли воссоздать то, что да Винчи нарисовал сотни лет назад.

Основываясь на расчетах, исследователи определили, что сфера имеет радиус 6,8 сантиметра и находится в 25 сантиметрах перед объектом картины. Анализ показывает, что сфера не может быть толщиной более 1,3 миллиметра.

Тени на картине предполагают сильный источник света сверху, а также более общий рассеянный свет, согласно компьютерным моделям. Исследование еще не рецензировано, но компьютерный анализ соответствует тому, что есть на холсте.

Из складок платья Христа, находящегося за сферой, кажется, что да Винчи хорошо знал, как работают стеклянные шары — действительно, в то время он, как известно, изучал оптику. Большинство складок не искажены, но за шаром наблюдаются некоторые изменения.

Картина, которая была продана за 450 миллионов долларов в 2017 году, что делает ее самой дорогой картиной в мире, по-прежнему окружена множеством противоречий: несколько ученых предположили, что да Винчи внес в эту картину только определенные поправки или что он не писал картину вообще.

То, что стеклянный шар точно изображен, добавляет доверия к утверждениям о том, что да Винчи действительно приложил руку к композиции — и что он использовал свои знания в области оптики и освещения, чтобы создать истинное изображение.

«Наш анализ предполагает, что Леонардо понимал оптические свойства полых шаров и как избежать отвлекающих оптических искажений от визуализации складок одежды субъекта», — пишут ученые в своей статье.

Исследование было опубликовано на сайте препринтов arXiv.org.

Поделиться в соцсетях
Показать больше
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button