Психология
ВЫГОТСКИЙ, Л.
(1896—1934)
Русский психолог, получивший известность благодаря созданной им культурноисторической концепции развития высших пснхических функций. Согласно теории Выготского, понимание мира у детей в значительной степени формируется благодаря сотрудничеству с окружающими людьми. Он выдвинул идею зон ближайшего (проксимального) развития — т. е.задач, которые слишком сложны для самостоятельного решения. но становятся доступными для ребенка с помощью взрослых или более умелых сверстников. В результате постоянного общения с этими помощниками, дающими советы и инструкции, а также поощряющими к действию, ребенок может интериализироватъ «ноухау» поставленной задачи и сделать ее частью своего личного опыта. Это может пригодиться ребенку впоследствии, когда ему придется самостоятельно решать сходные задачи. Выготский ввел два основных понятия, описывающие этот процесс:
1. Интерсубъективность: два человека (ребенок и помощник) приступают к задаче, имея разные навыки и понимание проблемы. По мере того, как каждый из них приспосабливается к перспективе другого, помошник может сообщить свое пониманис в доступной для ребенка форме, а ребенок развивает навыки решения задачи.
2. Поддержка, оказываемая помощником, ослабевает по мере того, как ребенок овладевает навыками решения задачи. Помощник постепенно отходит на задний план, а ребенок учится стратегическому планированию и приобретает компетентность для решения сходных проблем без помощи взрослого человека или более умелых сверстников.
Теория Выготского оказала глубокое влияние на методы школьного обучения. Учителя направляют, поддерживают и поошряют детей, при этом помогая им развивать стратегии решения проблем, которые можно применять в других жизненных ситуациях. Роль знаюших сверстников подчеркивастся в методическом подходе и обозначается понятием «кооперативное обучение». Этот термин символизирует сам дух теории развития Выготского: дети учатся наилучшим образом не в изоляции, но при взаимодействии с другими людьми, особенно с компетентными сверстниками, которые поощряют их к труду и помогают овладевать новыми знаниями.
Русский психолог, получивший известность благодаря созданной им культурноисторической концепции развития высших пснхических функций. Согласно теории Выготского, понимание мира у детей в значительной степени формируется благодаря сотрудничеству с окружающими людьми. Он выдвинул идею зон ближайшего (проксимального) развития — т. е.задач, которые слишком сложны для самостоятельного решения. но становятся доступными для ребенка с помощью взрослых или более умелых сверстников. В результате постоянного общения с этими помощниками, дающими советы и инструкции, а также поощряющими к действию, ребенок может интериализироватъ «ноухау» поставленной задачи и сделать ее частью своего личного опыта. Это может пригодиться ребенку впоследствии, когда ему придется самостоятельно решать сходные задачи. Выготский ввел два основных понятия, описывающие этот процесс:
1. Интерсубъективность: два человека (ребенок и помощник) приступают к задаче, имея разные навыки и понимание проблемы. По мере того, как каждый из них приспосабливается к перспективе другого, помошник может сообщить свое пониманис в доступной для ребенка форме, а ребенок развивает навыки решения задачи.
2. Поддержка, оказываемая помощником, ослабевает по мере того, как ребенок овладевает навыками решения задачи. Помощник постепенно отходит на задний план, а ребенок учится стратегическому планированию и приобретает компетентность для решения сходных проблем без помощи взрослого человека или более умелых сверстников.
Теория Выготского оказала глубокое влияние на методы школьного обучения. Учителя направляют, поддерживают и поошряют детей, при этом помогая им развивать стратегии решения проблем, которые можно применять в других жизненных ситуациях. Роль знаюших сверстников подчеркивастся в методическом подходе и обозначается понятием «кооперативное обучение». Этот термин символизирует сам дух теории развития Выготского: дети учатся наилучшим образом не в изоляции, но при взаимодействии с другими людьми, особенно с компетентными сверстниками, которые поощряют их к труду и помогают овладевать новыми знаниями.