БиологияПалеонтология

Палеонтологи нашли самого раннего стегозавра — Адратиклита

Палеонтологи в Марокко обнаружили ископаемые фрагменты нового рода и вида стегозавров, которые ходили по Земле около 168 миллионов лет назад (юрский период, начался 201 млн. лет назад, закончился 145 млн. лет назад).

Стегозавры были широко распространенной группой с видами бронированных (тиреофоран) динозавров, найденных в Южной Африке, Северной Америке, Азии и Европе.

Но недавно обнаруженный стегозавр по имени Adratiklit boulahfa — является первым из группы родом из Северной Африки. «Открытие Адратиклита особенно волнующе, поскольку мы датировали его серединой юры», — сказала доктор Сюзанна Мэйдмент, исследователь в Музее естественной истории в Лондоне.

«Самые известные стегозавры датируются намного позже, в юрский период, что делает этот экземпляр старейшим описанным стегозавром и помогает нам лучше понять эволюцию этой группы динозавров».

Чтобы понять эволюционные взаимоотношения адратиклита с известными стегозаврами, палеонтологи провели филогенетический анализ образцов.

«Несмотря на то, что стегозавр был найден на африканском континенте, наш филогенетический анализ показал, что удивительно, Adratiklit boulahfa более тесно связан с европейскими стегозаврами, чем с двумя родами из южной части Африки», — сказал Том Рэйвен из Университета Брайтона.

Когда стегозавры ходили по земле, мир был разделен на два суперконтинента: Лавразия и Гондвана. Лавразия включала сухопутные массы, которые сегодня составляют большую часть континентов северного полушария, а Гондвана в конечном итоге распалась на Африку, Южную Америку, Австралию и Антарктику.

© Maidment et al, doi: 10.1016/j.gr.2019.07.007.

Стегозавры были разнообразны и многочисленны в Лавразии, но их останки крайне редки в Гондване.

Открытие Адратиклита теперь дополняет теорию о том, что на окаменелости Гондвана в отношении бронированных динозавров существенное влияние оказывают как геологические факторы, так и усилия по поиску окаменелостей.

«Большинство стегозавров, о которых мы знаем, были найдены в лавразских скальных образованиях», — говорят ученые. «Это, однако, может не означать, что стегозавры были не столь распространены в Гондване, и на самом деле это может быть связано с тем, что в скальных образованиях Гондваны было проведено гораздо меньше раскопок и подробных исследований».

Susannah C.R. Maidment et al. North Africa’s first stegosaur: Implications for Gondwanan thyreophoran dinosaur diversity. Gondwana Research, published online August 16, 2019; doi: 10.1016/j.gr.2019.07.007