Неандертальцы и современные люди разошлись около миллиона лет назад

Согласно новому исследованию, проведенному UCL, и современные люди разошлись как минимум 800 000 лет назад, значительно раньше, чем указывалось в большинстве оценок на основе ДНК.

В исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, анализировались темпы развития зубов у разных видов гоминидов с упором на ранних неандертальцев. Оно показывает, что зубы гоминидов из Сима-де-лос-Уэсос, Испания — предков неандертальцев — отошли от современного человеческого раньше, чем предполагалось до этого.

Сима-де-лос-Уэсос — это пещера в горах Атапуэрка, в Испании, где археологи обнаружили почти 30 человек. Предыдущие исследования датируют это место возрастом примерно 430 000 лет (средний плейстоцен), что делает его одной из старейших и крупнейших мест человеческих останков, открытых на сегодняшний день.

Доктор Аида Гомес-Роблес (UCL Anthropology) сказала: «Любое расхождение времени между неандертальцами и современными людьми моложе, чем 800 000 лет назад, повлекло бы за собой неожиданно быструю эволюцию зубов у ранних неандертальцев из Сима-де-лос-Уэсос».

«Существуют различные факторы, которые могли бы потенциально объяснить эти результаты. Однако самое простое объяснение состоит в том, что расхождение между неандертальцами и современными людьми было ранее, чем 800 000 лет. Это сделало бы скорость эволюции ранних неандертальцев из Сима-де-лос-Уэсос примерно сопоставимой с таковой у других видов».

Современные люди имеют общего предка с неандертальцами, вымершим видом, которые были нашими ближайшими доисторическими родственниками. Однако детали того, когда и как они расходились, являются предметом интенсивных дебатов в антропологическом сообществе.

Многие исследователи предположили, что вид, получивший название Homo heidelbergensis, предположительно населявший Африку и Европу, произошел около 700 000 лет назад и породил предка неандертальцев и примерно 400 000 лет назад. Генетические доказательства того, что Сима-де-лос-Уэсос были получены от неандертальцев, вызвали подозрения, что общий предок с H. sapiens существовал задолго до этого.