АнтропологияАрхеология

Неандертальцы и современные люди разошлись около миллиона лет назад

Согласно новому исследованию, проведенному UCL, неандертальцы и современные люди разошлись как минимум 800 000 лет назад, значительно раньше, чем указывалось в большинстве оценок на основе ДНК.

В исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, анализировались темпы развития зубов у разных видов гоминидов с упором на ранних неандертальцев. Оно показывает, что зубы гоминидов из Сима-де-лос-Уэсос, Испания — предков неандертальцев — отошли от современного человеческого раньше, чем предполагалось до этого.

Сима-де-лос-Уэсос — это пещера в горах Атапуэрка, в Испании, где археологи обнаружили окаменелости почти 30 человек. Предыдущие исследования датируют это место возрастом примерно 430 000 лет (средний плейстоцен), что делает его одной из старейших и крупнейших мест человеческих останков, открытых на сегодняшний день.

Доктор Аида Гомес-Роблес (UCL Anthropology) сказала: «Любое расхождение времени между неандертальцами и современными людьми моложе, чем 800 000 лет назад, повлекло бы за собой неожиданно быструю эволюцию зубов у ранних неандертальцев из Сима-де-лос-Уэсос».

«Существуют различные факторы, которые могли бы потенциально объяснить эти результаты. Однако самое простое объяснение состоит в том, что расхождение между неандертальцами и современными людьми было ранее, чем 800 000 лет. Это сделало бы скорость эволюции ранних неандертальцев из Сима-де-лос-Уэсос примерно сопоставимой с таковой у других видов».

Современные люди имеют общего предка с неандертальцами, вымершим видом, которые были нашими ближайшими доисторическими родственниками. Однако детали того, когда и как они расходились, являются предметом интенсивных дебатов в антропологическом сообществе.

Многие исследователи предположили, что вид, получивший название Homo heidelbergensis, предположительно населявший Африку и Европу, произошел около 700 000 лет назад и породил предка неандертальцев и Homo sapiens примерно 400 000 лет назад. Генетические доказательства того, что окаменелости Сима-де-лос-Уэсос были получены от неандертальцев, вызвали подозрения, что общий предок с H. sapiens существовал задолго до этого.

Недавние исследования ДНК неандертальцев указывают на то, что общий предок существовал от 550 000 до 765 000 лет. Но эти результаты опираются на оспариваемые оценки того, как быстро и насколько последовательно генетические изменения накапливались с течением времени.

Это время расхождения, однако, не совместимо с анатомическим и генетическим сходством неандертальцев, наблюдаемых у гоминидов из Сима-де-лос-Уэсос. Окаменелости Сима считаются вероятными предками неандертальцев, основываясь как на анатомических особенностях, так и на анализе ДНК.

«Зубы Сима сильно отличаются от тех, которые мы ожидаем найти у их последнего общего предкового вида с современными людьми, что позволяет предположить, что они эволюционировали раздельно в течение длительного периода времени, чтобы развить такие резкие различия».

Проведенное исследование имеет существенное значение для идентификации последнего общего предкового вида Homo sapiens с неандертальцами, поскольку оно позволяет исключить все группы, датированные 800 000 лет назад.

A. Gómez-Robles at University College London in London, UK el al., «Dental evolutionary rates and its implications for the Neanderthal–modern human divergence,» Science Advances (2019). advances.sciencemag.org/content/5/5/eaaw1268