Астрономия и космосПланетология

Экзопланеты могут быть менее пригодными для жизни из-за вспышек звезд

Открытие экзопланет — планет, вращающихся вокруг звезд вне Солнечной системы, стало одним из наиболее значительных событий в современной астрономии в последние годы.

Некоторые отрытые экзопланеты находятся в «обитаемых зонах» звезд, где, как полагают ученые, они способны удерживать жидкую воду на своей поверхности и могут быть пригодны для жизни. Однако экзопланета, которая находится слишком близко к своей звезде-хозяину, очень чувствительна к радиационным выбросам от звезды, также известным как вспышки.

В новом исследовании научный сотрудник Центра космических наук NYUAD Димитра Атри обнаружил, что не все экзопланеты в обитаемых зонах способны поддерживать гостеприимные условия для жизни.

Экзопланеты в непосредственной близости от звезд подвержены радиационным выбросам, которые могут нарушить условия обитаемости, если только экзопланета не имеет существенного атмосферного или магнитного экранирования.

В своей работе Димитра Атри исследует, как вспышки от звезд влияют на дозу радиации на поверхности планеты и могут ли они нарушить способность планеты иметь жизнь.

Была также исследована роль напряженности магнитного поля планеты и ее атмосферы в обеспечении защиты от этих всплесков. Измеренные факторы включают силу и спектр вспышки, а также плотность планетарной атмосферы и напряженность магнитного поля.

Для расчета дозы поверхностного излучения в качестве посредника использовались спектры от 70 основных событий, связанных со вспышками звезд (наблюдавшихся в период с 1956 по 2012 год), а модель GEANT4  использовалась для моделирования взаимодействия вспышек с экзопланетной атмосферой.

Из этого исследования был сделан вывод, что вспышки могут резко увеличить уровень излучения на планетарных поверхностях и способны нарушать потенциально обитаемые условия на планетах.

Также было обнаружено, что глубина атмосферы и магнитное поле являются основными факторами защиты планет от вспышек и поддержания существенной атмосферы планеты.

«По мере того, как мы продолжаем исследовать планеты в Солнечной системе и за ее пределами, выяснение того, обладают ли эти планеты способностью поддерживать жизнь, продолжает иметь огромное значение», — сказал Атри.

«Дальнейший прогресс в этой области улучшит наше понимание взаимосвязи между экстремальными солнечными явлениями, дозой радиации и пригодностью для жизни на планете».