ВирусологияИсторияМедицина и здоровье

Чумной доктор: где правда, а где вымысел?

Чумной доктор - устоявшееся в средневековой Европе определение врача, основной обязанностью которого являлось лечение больных бубонной чумой, или «черной смертью»

Вы наверняка видели их раньше: загадочные фигуры, одетые с головы до пят в промасленную кожу, в защитных очках и в масках с клювами. Костюм чумного доктора выглядит как нечто среднее между вороной и Мрачным Жнецом, и представляется как ужас Черной Смерти.

Тем не менее, маски с клювом впервые появился гораздо позже, чем в средние века, примерно через три столетия после Черной смерти, впервые появившейся в 1340-х годах.

Возможно, в 17-м и 18-м веках было несколько докторов, которые носили одежду, в том числе культовую маску с клювом, но большинство средневековых и ранних современных врачей, которые изучали и лечили больных чумой, этого не делали.

Чумной доктор: почему врачи носили маски с клювом?

Согласно книге Мишеля Тибайренка «Энциклопедия инфекционных заболеваний», первое упоминание о знаменитом костюме чумного доктора найдено в работе середины 17-го века, написанной Шарлем де Лорм, королевским врачом в службе короля Франции Людовика XIII.

Де Лорм писал, что во время вспышки чумы в Париже в 1619 году он разработал одежду, целиком изготовленную из марокканской кожи, включая сапоги, брюки, длинное пальто, шляпу и перчатки. Ношение этого защитного снаряжения предполагает, что врачи стали больше беспокоиться о том, чтобы не заразиться чумой непосредственно от своих пациентов, а не от самого воздуха.

Главной особенностью наряда чумного доктора была облегающая маска, дополненная стеклянными окулярами. Она дополнялась клювом, который был длиной около 15 сантиметров и наполнен ароматами или ароматическими травами.

Клюв был самой знаковой особенностью снаряжения, и считалось, что он необходим врачу для предотвращения вдыхания «ядовитой миазмы» или пораженного болезнями воздуха, поступающего непосредственно от пациента.

После письменного описания де Лормом костюма чумы, лучшие наглядные свидетельства были получены в 1656 году, когда особенно разрушительная чума убила сотни тысяч людей в Риме и Неаполе. Немецкий гравер Герхарт Альценбах опубликовал популярное изображение доктора в полной экипировке, с текстом, описывающим, как наряд защищал его владельца от смерти.

Еще более знаковым образом чумного доктора является сатирическая гравюра Паулюса Фюрста 1656 года под названием «Доктор Шнабель фон Ром» или «Доктор Бики из Рима». Скопированный из иллюстрации Альценбаха, Фюрст поочередно описывает, как доктор навевает на людей только ужас, пугает их и берет деньги у больных и умирающих.

Фюрст также добавил некоторые дополнительные элементы к наряду от чумного доктора, которые появляются в версиях по сей день, такие как перчатки, похожие на когти, и указательный стержень, увенчанный песочными часами с крыльями летучей мыши. Эти элементы являются сатирическими, а не исторической реальностью, но они, тем не менее, во многом сформировали то, как стереотипный чумной врач изображен сегодня.

чумной доктор
Чумной доктор

Гравюры Альценбаха и Фюрста, возможно, также вдохновили включение доктора чумы, или «Medico della Peste» на итальянском языке, в качестве стандартного персонажа в театрах с 17-го века.

Костюм доктора, и особенно маска из клюва, стал одним из самых популярных костюмов на «Carnevale» или Венецианском карнавале в Италии.

На самом деле, некоторые историки утверждают, что поначалу чумный доктор был всего лишь вымышленным и комедийным персонажем, и что театральная версия вдохновляла настоящих врачей использовать костюм во время вспышек болезни 1656 и 1720 годов.

Без более информативных письменных отчетов и изображений этого периода, которые могут помочь нам понять, при каких обстоятельствах использовался наряд, невозможно определить, что было на первом месте: защитный наряд от чумы или карнавальный костюм.

Какими были врачи и как они лечили?

Врачи позднего средневековья и раннего современного периода не представлены одним нарядом. В течение нескольких веков менялись представления о причине и распространении чумы, а также одежда, которую носили врачи, и методы, которые они использовали для лечения этой болезни.

Советы по профилактике и лечение чумы поступали от врачей, обученных в университетах, хирургов, парикмахеров, аптекарей, акушерок, травников и священников.

Эти врачи работали задолго до теории микробов и антибиотиков и не могли победить эпидемию. Тем не менее, они заслуживают большего уважения, чем обычно получают, потому что они признавали распространение и симптомы чумы, и давали людям надежду в эпоху постоянного медицинского кризиса.

Согласно книге Сьюзен Л. Эйнбиндер «После черной смерти», многие врачи, занимающиеся чумой, написали короткие книги, известные как чумные трактаты, для того, чтобы дать совет своим соратникам и грамотной публике информацию о профилактике чумы.

Испанский врач Жак д’Аграмон опубликовал один из первых трактатов в апреле 1348 года. По словам Эйнбиндера, еще один врач эпохи ранней чумы по имени профессор Джентиле да Фолиньо из Болоньи, Италия, умер от чумы в 1348 году после того, как написал несколько статей по этой теме.

После начала Черной смерти врачи и ученые сразу же попытались вписать болезнь в свое существующее понимание медицины. Как в Европе, так и на Ближнем Востоке это означало определение чумы с точки зрения теории четырех телесных жидкостей  — гуморов (кровь, мокрота, желтая желчь, черная желчь), впервые разработанных древними врачами Гиппократом и Галеном и дополнительно объясненных арабскими и латинскими врачами в средние века.

Используя древние и средневековые медицинские теории, врачи утверждали, что Черная смерть была чумной лихорадкой, которая повредила гумор, вызывая ужасные чумные бубоны или лимфатические узлы, набухшие от крови и гноя.

Врачи признавали, что в паху, подмышках и шее, как правило, образовывались бубоны, и рассматривали их как свидетельство того, что тело изгоняет гумор из ближайших основных органов: печени, сердца и мозга, соответственно.

По словам этих врачей, чуму можно предотвратить путем усиления гумора или поддержания их баланса с помощью подробного медицинского плана или режима, включая изменения в рационе, прием лекарств, вызывающих «полезную» рвоту и мочеиспускание, и профилактическое кровопускание.

Все эти процедуры были предназначены для того, чтобы изгнать испорченный гумор из организма и не дать черной желчи, известной как меланхолия, доминировать над телом. Эта желчь считалась в то время самой опасной из гуморов.

Одна из самых популярных теорий была подробно описана медицинским факультетом Парижского университета. В 1348 году король Франции обратился к профессорам за советом, когда чума приблизилась к королевской столице. Профессора объединили медицину с астрологией, которая в то время считалась серьезной наукой, чтобы объяснить причину и распространение чумы.

Чумной доктор: где правда, а где вымысел?

Воздух Земли, по их словам, был перегрет и испорчен соединением планет Марс, Сатурн и Юпитер (все они были расценены как горячие, жестокие или испорченные по своему астрологическому влиянию) в знаке Зодиака Водолей. Этот неестественно горячий и влажный воздух дул через всю Азию в Европу, вызывая чуму, где бы он ни проходил.

Когда средневековые врачи ссылались на эпидемию Черной чумы, они часто имели в виду не само заболевание, а отравленный воздух, который породил болезнь в человеческом теле.

Чтобы защитить людей от заразного воздуха, врачи поощряли ношение или хранение сладких или горьких веществ, таких как фиалки, полынь, уксус или (если вы были богаты) кусок амбры, который был сильно пахнущим секретом кишечника кашалота.

Врачи также предлагали сжигать смолу, благовония или горькую траву, чтобы очистить воздух. С позднего средневековья врачи также рекомендовали стрелять из пушек, чтобы бороться с миазмом дымом пороха.

Хотя костюм чумного доктора с клювом с тех пор стал театральным и жутким символом темного времени в истории медицины, на самом деле он представляет, как веками врачи, ученые и работники здравоохранения думали о распространении и профилактике чумы.

Костюм представляет собой меняющиеся представления о причинах и передаче заболевания, об отношениях между врачами и пациентами, а также о роли государства в защите общественного здоровья.

Показать больше
Back to top button