Астрономия и космосГеологияНовости науки и техники

Микробы могут жить под поверхностью Марса прямо сейчас

Новое исследование геохимии Красной планеты предполагает, что сегодня под поверхностью все еще может процветать жизнь

Одна из основных целей марсохода НАСА Perseverance — исследовать поверхность Марса в поисках признаков древней микробной жизни. Но новое исследование геохимии Красной планеты предполагает, что сегодня под поверхностью все еще может процветать жизнь.

Современный Марс может показаться нам, землянам, абсолютно необитаемым, но так было не всегда. За десятилетия марсоходы и орбитальные аппараты нашли много доказательств того, что Красная планета когда-то была намного более голубой, покрытой океанами и реками. Жизнь могла появиться в то время и исчезнуть, когда планета высохла, прежде чем она могла развиться в сложное разнообразие, которое мы видим на Земле.

Основываясь на этой гипотезе, НАСА занималось поиском свидетельств этой древней жизни, а Perseverance только начинает свою миссию по поиску окаменелостей микробов. Однако не следует недооценивать жизнь.

От самых засушливых пустынь до озер под сотнями метров полярного льда микробы постоянно появляются в окружающей среде, которая ранее считалась слишком враждебной для жизни. И если это происходит здесь, на Земле, значит, это должно быть возможно и на других планетах. Тем более, что исследования на Международной космической станции показали, что микробы могут выжить даже в безвоздушной, радиационно-тяжелой среде самого космоса.

Это говорит о том, что живые формы жизни могут все еще процветать на Марсе прямо сейчас. Наиболее вероятное местоположение находится глубоко под поверхностью — в конце концов, у Земли есть своя собственная гигантская экосистема микробов, которая живет в трещинах и щелях между камнями, выживая за счет энергии, вырабатываемой в геохимических реакциях между камнями и водой. В рамках нового исследования ученые из Университета Брауна выяснили, может ли Марс иметь подобную подземную экосистему.

Одна конкретная химическая реакция могла быть причиной существования живых организмов. Радиолиз происходит, когда радиоактивные элементы в горных породах расщепляют воду на атомы водорода и кислорода, которые микробы могут собирать для получения энергии. Было обнаружено, что на Земле микробы с этой способностью живут на глубине 1,6 км от поверхности, и подобное может происходить на Красной планете.

«Важное значение для науки о подземных исследованиях заключается в том, что везде, где есть грунтовые воды на Марсе, есть хороший шанс, что у вас будет достаточно химической энергии для поддержания подповерхностной микробной жизни», — говорит Джесси Тарнас, ведущий автор исследования. «Мы не знаем, зародилась ли когда-либо жизнь под поверхностью Марса, но если бы это было так, мы думаем, что там было бы достаточно энергии, чтобы поддерживать ее вплоть до сегодняшнего дня».

Мы уже знаем, что на Марсе есть грунтовые воды, а под полярными ледяными шапками даже были обнаружены подземные озера. К тому же большая часть его древней воды могла просочиться вниз, а не уйти в космос. Марс также гораздо менее тектонически активен, чем Земля, а это означает, что любые микробы потенциально могут существовать там в течение миллиардов лет.

Чтобы выяснить, действительно ли на Марсе может происходить радиолиз, исследователи из Брауна изучили данные марсохода Curiosity и нескольких орбитальных аппаратов, а также состав ряда марсианских метеоритов, обнаруженных на Земле. Признаки процесса включали присутствие сульфидных минералов, радиоактивных элементов, таких как торий, уран и калий, а также пор, которые могли задерживать воду.

В нескольких типах метеоритов команда ученых обнаружила все три этих ингредиента в количествах, которые могут поддерживать микробные экосистемы. Тип породы, называемый реголит-брекчия, возрастом более 3,6 миллиарда лет, был наиболее многообещающей средой для жизни.

Это интригующая находка, но мы, возможно, не сможем в ближайшее время подтвердить ее в реальном мире. Необходимые глубин недоступны для Perseverance или любого другого марсохода. Но если на Марсе есть жизнь, возможно, другие инструменты смогут обнаружить ее другими способами.

Исследование было опубликовано в журнале Astrobiology.