Астрономия и космосПланетология

В атмосфере экзопланеты TOI-674 b обнаружен водяной пар

Недавно обнаруженная планета TOI-674 b содержит в своей атмосфере водяной пар. Она немного больше Нептуна и вращается вокруг красного карлика на расстоянии около 150 световых лет от Земли.

Открытие водяного пара в ее атмосфере помещает планету в эксклюзивный клуб: экзопланеты или планеты вокруг других звезд, о которых известно, что в их атмосферах есть водяной пар. Остается много вопросов, например, сколько водяного пара удерживает ее атмосфера.

Но атмосферу TOI-674 b наблюдать гораздо легче, чем атмосферу многих других экзопланет, что делает ее главной целью для более глубокого изучения.

Расстояние до планеты, ее размер и отношение к ее звезде делают ее особенно доступной для космических телескопов. В 150 световых годах она считается «близкой» с астрономической точки зрения.

Саму звезду, относительно холодную и вдвое меньшую по размеру, чем наше Солнце, нельзя увидеть с Земли невооруженным глазом, но это также является преимуществом для астрономов.

Поскольку сравнительно большая планета — в классе размеров, известном как «супер Нептун», — проходит перед своей звездой, свет звезды, проходящий через ее атмосферу, может быть легче проанализирован телескопами.

Те из телескопов, которые оснащены специальными инструментами, называемыми спектрографами, включая только что запущенный космический телескоп Джеймс Уэбб, могут преобразовать этот свет в спектр, показав, какие газы присутствуют в атмосфере планеты.

Открытие стало результатом партнерства между космическим телескопом Хаббл и TESS, спутником НАСА для исследования транзитных экзопланет, запущенным в 2018 году.

Сначала планета была обнаружена TESS, а затем Хаббл измерил ее световой спектр. Данные космического телескопа Спитцер, который сейчас уже не работает, также помогли астрономам выявить некоторые компоненты атмосферы планеты.

Если телескоп Джеймс Уэбб после того, как он заработает, включит в программу изучения TOI-674 b, он сможет изучить атмосферу планеты гораздо более подробно.

До сих пор только у трех других экзопланет размером с Нептун были обнаружены аспекты их атмосфер, хотя появление таких телескопов, как Уэбб, обещает золотой век в изучении атмосфер экзопланет.

Интересные факты: Новая планета может претендовать на членство и в другой эксклюзивной группе — так называемой «пустыни Нептуна».

TOI-674 b вращается вокруг своей маленькой звезды так близко, что «год» на этой планете, то есть один оборот вокруг звезды, занимает менее двух дней.

Но среди тысяч экзопланет, подтвержденных на сегодняшний день в нашей галактике, обнаружилась странная закономерность: планеты в классе размеров между Нептуном и Юпитером чрезвычайно редко обращаются по орбите в три дня или меньше.

Редкость таких планет и анализ тех, которые обнаруживаются, могут дать важные сведения о формировании планетных систем в целом, включая нашу собственную.

Анатолий
Гость

Можно ли на этой планете, засадить растения?

Марсианин