Что такое робот-помощник — устройство или партнер?
Ученые НИЦ «Курчатовский институт» провели исследование, в котором сравнивалась работа человека с программой-помощником и в команде с антропоморфным роботом. Результаты работы опубликованы в научном журнале International Journal of Social Robotics.
Роботы-помощники применяются сегодня в первую очередь как автоматизированные системы и устройства, облегчающие или ускоряющие выполнение рутинных задач. Однако с развитием технологий искусственного интеллекта может значительно расшириться область применения таких роботов-помощников, с которыми люди действуют совместно – как партнеры.
В эксперименте, проведенном учеными Курчатовского института, предлагалось принять участие в игре: испытуемый и робот-помощник действовали на равных и вместе зарабатывали очки, реагируя на появление на экране стимулов-конфет. Но в одном случае партнер человека по игре оставался «невидим» (компьютерная программа), в другом – партнером был антропоморфный робот.
«Мы предположили, что в совместных играх с «воплощенным» роботом испытуемые наберут больше очков, чем в играх с программой», – рассказывает Артем Яшин, лаборант-исследователь лаборатории нейрокогнитивных технологий Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий. Ученые исходили из того, при взаимодействии с антропоморфным роботом у человека возникнет социально обусловленное стремление к партнерству, что повлияет на эффективность работы.
Робот-помощник
Гипотеза подтвердилась: испытуемые набирали значимо больше очков, играя в одной команде с роботом. Кроме того, время реакции человека зависело от времени реакции робота – наблюдалась синхронизация темпа игры человека и робота, которая часто наблюдаются в совместной деятельности людей. При игре с программой такой эффект не отмечался. «Полученные результаты говорят о предпочтительности применения антропоморфных роботов в разных видах деятельности, подразумевающих равное распределение обязанностей между «помощником» и человеком», — комментирует Артем Яшин.
Ученые планируют продолжить исследования, чтобы подробнее выяснить, как люди делегируют задачи роботу-помощнику и как между ними формируются «партнерские взаимоотношения».
«В настоящем исследовании разделение задач поровну между человеком и роботом было задано изначально. В следующих вариантах мы предложим человеку делегировать задачи помощнику. При этом он будет сотрудничать не только с программой и антропоморфным роботом, но и с «воплощенным роботом», который будет выглядеть, например, как коробка. Мы хотим сравнить, насколько люди готовы делегировать задачи, с одной стороны, человекоподобному роботу, а с другой стороны – коробке с электроникой», — рассказал А. Яшин.
Результаты этих исследований в перспективе будут важны для создания различных роботов-помощников для сферы услуг, образования и других отраслей.