Многие из самых харизматических видов животных в мире — те, которые привлекают наибольший интерес и глубокое сочувствие общественности, — подвергаются высокому риску исчезновения отчасти потому, что многие считают, что их знаковый статус гарантирует их выживание.
Новое международное исследование, опубликованное в PLOS Biology, говорит о том, что популярность тигров, львов, белых медведей и других животных может фактически способствовать вымиранию видов.
Исследователи использовали комбинацию из онлайн-опросов, опросов в школах, веб-сайтов зоопарков и анимационных фильмов, чтобы идентифицировать 10 самых харизматических животных. В тройку вошли тигры, львы и слоны, за которыми следуют жирафы, леопарды, панды, гепарды, белые медведи, серые волки и гориллы.
«Я был удивлен, увидев, что, хотя эти 10 животных являются самыми харизматичными, серьезная угроза, с которой сталкиваются почти все, — это прямое убийство их людьми, особенно от охоты и капканов», — сказал Уильям Риппл, профессор экологии в Государственном университете Орегона и соавтор исследования.
«Такое убийство животных людьми кажется мне грустно ироничным, поскольку это некоторые из наших самых любимых диких животных».
Многие из этих животных настолько часто изображаются в поп-культуре и маркетинговых материалах, что они могут представлять собой обманчивое «виртуальное население», которое лучше работает в средствах массовой информации, чем в природе, отметил ведущий автор Франк Курчам из Парижского университета.
Например, исследователи обнаружили, что средний гражданин Франции увидит больше виртуальных львов через фотографии, мультфильмы, логотипы и бренды за один месяц, чем их осталось в Западной Африке в дикой природе.
«Бессознательно, компании, использующие жирафов, гепардов или белых медведей в маркетинговых целях, могут активно способствовать ложному восприятию того, что эти животные не подвергаются риску исчезновения и поэтому не нуждаются в защите», — сказал Курчам.
По оценкам, количество тигров в дикой природе составляет менее 7 процентов от их исторического числа, и по крайней мере три подвида — балийские, яванские и каспийские тигры — к настоящему времени вымерли.
Количество львов снижается почти повсеместно в Африке, популяция которых, по оценкам, составляет менее 8 процентов от исторического уровня.
За последние девять лет популяция африканского лесного слона сократилась на 62 процента, в то время как слоны саванны, как полагают, составляют менее 10 процентов от их исторических чисел — в основном из-за браконьерства.
Менее 2 000 панд остаются в жить в дикой природе, занимая менее 1 процента своего исторического ареала, и их будущее неопределенно из-за изменения климата.
«Лучшие 10 харизматических животных — все млекопитающие и включают в себя некоторых из самых крупных плотоядных и крупнейших травоядных на земном шаре», — сказал Риппл. «Тот факт, что люди также являются крупными млекопитающими, может объяснить, почему люди любят крупных животных гораздо больше, чем маленьких».
«Появление этих любимых животных в магазинах, в фильмах, на телевидении и на разнообразных продуктах, кажется, обманывает публику, полагая, что с ними все в порядке», — сказал Риппл. «Если мы не будем предпринимать согласованные усилия по спасению этих видов, кино и реклама могут скоро стать единственными способами их увидеть».
Больше информации: Franck Courchamp, Ivan Jaric, Céline Albert, Yves Meinard, William J. Ripple, Guillaume Chapron. The paradoxical extinction of the most charismatic animals. PLOS Biology, 2018; 16 (4): e2003997 DOI: 10.1371/journal.pbio.2003997