Психология
КЮЛЬПЕ (KULPE) ОСВАЛЬД
(3.08.1862, Кандава, Латвия — 30.12.1915, Мюнхен) — немецкий психолог и философ, основатель вюрцбургской школы.
Биография.
В 1887 г. окончил Лейпцигский университет, ученик В.Вундта и Г.Мюллера. С 1894 по 1909 г. — профессор философии и эстетики и директор Института психологии в университете Вюрцбурга, профессор Боннского (1909-13) и Мюнхенского университетов (с 1913).
Исследования.
Стоял на позициях критического реализма, в соответствии с постулатами которого считалось, что в сознании нет ничего, что не было бы создано им самим.Одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции (мышление и волю). Для этого разработал метод систематической интроспекции, в котором происходит ретроспективное воспроизведение проделанных испытуемым действий по решению задачи. Применение этого метода позволило проанализировать новые аспекты деятельности мышления: его направленность, целостность, активность, детерминированность задачей, безобразность.
Сочинения.
Введение в философию. СПб., 1901;
Современная философия в Германии. М., 1903;Uber die moderne Psychologie des Denkens // Internationale Monatschrift fur Wissenschaft und Technik. 1912, N 9;Die Realisierung. Eine Beitrag zur Grundlegung der Realwissenschaften. Bd. 1-3, Lpz, 1912-23;Современная психология мышления // Новые идеи в философии. № 16, СПб., 1914;Vorlesungen uber Psychologie. Lpz., 1920
Биография.
В 1887 г. окончил Лейпцигский университет, ученик В.Вундта и Г.Мюллера. С 1894 по 1909 г. — профессор философии и эстетики и директор Института психологии в университете Вюрцбурга, профессор Боннского (1909-13) и Мюнхенского университетов (с 1913).
Исследования.
Стоял на позициях критического реализма, в соответствии с постулатами которого считалось, что в сознании нет ничего, что не было бы создано им самим.Одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции (мышление и волю). Для этого разработал метод систематической интроспекции, в котором происходит ретроспективное воспроизведение проделанных испытуемым действий по решению задачи. Применение этого метода позволило проанализировать новые аспекты деятельности мышления: его направленность, целостность, активность, детерминированность задачей, безобразность.
Сочинения.
Введение в философию. СПб., 1901;
Современная философия в Германии. М., 1903;Uber die moderne Psychologie des Denkens // Internationale Monatschrift fur Wissenschaft und Technik. 1912, N 9;Die Realisierung. Eine Beitrag zur Grundlegung der Realwissenschaften. Bd. 1-3, Lpz, 1912-23;Современная психология мышления // Новые идеи в философии. № 16, СПб., 1914;Vorlesungen uber Psychologie. Lpz., 1920