Искусство и культураИстория

Действительно ли Микеланджело изобразил себя богом на фреске Сотворение Адама?

Среди исследователей искусства эпохи Возрождения набирает обороты новая теория, которая предполагает, что Микеланджело Буонарроти, знаменитый мастер, создавший потолочную фреску Сикстинской капеллы, возможно, изобразил себя в образе Бога.

«Сотворение Адама» — знаменитая фреска Микеланджело, написанная им около 1511 года на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. На этом пространстве площадью 464 квадратных метров более 300 библейских персонажей, но образ Бога, изображенный в виде пожилого мужчины с развевающейся бородой, парящим над землей и указывающего пальцем на лежащего Адам (представляющего человечество), является самым известным из всех. Изображение почиталось и прославлялось на протяжении веков, и, вероятно, именно его ищут туристы при посещении музея.

Фреска также была источником множества спекуляций и интерпретаций на протяжении многих лет. Например, в 1990 году появилась популярная идея о том, что плащ необычной формы красного цвета позади Бога тайно изображает человеческий мозг.

Согласно этой идее, предложенной Фрэнком Мешбергером, Микеланджело понял, что его творческий гений исходит из его мозга, а не его рук, и что интеллект был даром от Бога.

Мешбергер проанализировал фреску и нанес на карту мозг, чтобы показать, как они соответствуют его точке зрения. Таким образом, вместо того, чтобы просто снабдить Адама искрой жизни, как заставляет нас верить традиционная интерпретация этой сцены, Бог также передает человечеству искру интеллекта.

Такое объяснение стало популярным в сериале «Мир Дикого Запада», но это далеко не убедительная гипотеза, и многие по-прежнему относятся к ней скептически.

В этой последней работе Адриано Маринаццо, куратор специальных проектов Художественного музея Мускарелле, считает, что у него есть доказательства того, что Микеланджело действительно поставил себя на роль Бога в этом изображении. Маринаццо, который в прошлом сделал несколько важных открытий, касающихся Микеланджело, считает, что нашел доказательства этой связи, изучая сонет, который художник написал между 1509 и 1511 годами.

На полях этого сонета есть необычный рисунок человека, стоящего со скрещенными ногами и протягивающего руку, чтобы нарисовать лицо на потолке над ним. По словам Маринаццо, если вы повернете изображение так, чтобы оно оказалось на боку, изображение будет странным образом похоже на позу Бога в «Сотворении Адама».

Сонет Микеланджело
Сонет Микеланджело. © Michelangelo via Wikimedia Commons

Идея Маринаццо интересна и, безусловно, соответствует другим работам, что говорит о том, что Микеланджело любил включать себя в свои работы, но это не убедило всех. До сих пор нет подтверждающих свидетельств в поддержку этой конкретной интерпретации, но ряд видных ученых видят в ней достоинства.

В частности, они подчеркивают чувство юмора Микеланджело, которое историки часто упускают из виду. Он также очень любил себя, как сказал Гэри Радке, эксперт по итальянскому ренессансу из Сиракузского университета.

«У Микеланджело было невероятное эго, — объяснил Радке, — поэтому все его искусство было для него автобиографией. В этом смысле он был современным художником».

Интерпретация Адриано Маринаццо была опубликована в Critica d’Arte.

Дополнительно
Critica d’Arte
Показать больше
Back to top button