Многоразовая система запуска Wirraway проложит путь для гиперзвуковых авиалайнеров
Австралийская компания Hypersonix Launch Systems стремится не только сделать доставку спутников на орбиту дешевле и доступнее, но и сделать ее более экологичной. Компания разрабатывает многоразовую систему запуска, работающую на водороде, которая будет доставлять на орбиту небольшие спутники, не производя выбросов углерода или других вредных газов, и присматривается к гиперзвуковым авиалайнерам в будущем.
Известная как Wirraway, трехступенчатая система запуска состоит из орбитального аппарата Delta Velos и ракеты-носителя первой ступени Boomerang, обе из которых будут многоразовыми.
«Бумеранг» должен будет разогнать орбитальный аппарат «Дельта Велос» до скорости 5 Маха, прежде чем отделиться и, как следует из его названия, вернуться обратно на базу.
Затем орбитальный аппарат продолжит движение, разогнавшись с 5 до 12 Маха, и отправится в верхние слои атмосферы, откуда выпустит полезные нагрузки — спутники массой 50 кг, которые затем будут выведены на околоземную или солнечно-синхронную орбиты.
Затем орбитальный аппарат возвращался на базу и приземлялся, как обычный самолет, готовый к дозаправке для повторного полета с помощью технологии, разработанной для быстрого выполнения операций.
Delta Velos Orbiter будет оснащен четырьмя двигателями Hypersonix Spartan, которые, по словам компании, являются результатом 30-летних исследований и «более 6000 наземных запусков и 11 суборбитальных полетов в рамках программ HiFiRe и HyShot». Эти программы также предоставили непосредственный опыт многим сотрудникам Hypersonix.
Изготовленный из компонентов из композита с керамической матрицей (CMC), напечатанных на 3D-принтере с использованием технологии аддитивного производства нового поколения в Сиднейском университете, двигатель Spartan является многоразовым и не содержит движущихся частей, что повышает его надежность.
Он также обеспечивает нейтральную по выбросам углерода тягу, поскольку питается от водорода, вырабатываемого с использованием солнечной энергии, и выделяет только водяной пар. Команда надеется, что Delta Velos Orbiter отправится в свой первый полет примерно в конце 2024 года.
Тем не менее, компания начнет с меньшего размера, чтобы проверить эффективность системы запуска, а также скорость, возможность повторного использования и дальность полета конструкции транспортного средства, начиная с Dart AE, уменьшенного демонстратора технологии, длина которого составит около 2,8 метра.
Он будет оснащаться одним двигателем Spartan и иметь запас хода 500 км. Этот проект стартует в начале этого года с целью первого запуска в первом квартале 2023 года.
За ним последует более крупный демонстратор Delta Velos. Имея длину 5,5 метра, размах крыла 2 метра и диаметр фюзеляжа 0,6 метра, он будет оснащен четырьмя двигателями, обеспечивающими дальность полета 2500 км и максимальная скорость 12 Маха. Планируется, что он поднимется в небо в четвертом квартале 2023 года.
После того, как конструкция будет проверена, появится полноразмерный орбитальный аппарат Delta Velos, который будет иметь длину 12 метров, размах крыльев 3,5 метра и диаметр 1 метр.
Компания не планирует останавливаться только на доставке спутников на орбиту. Хотя сначала компания сосредоточится на совершенствовании технологии с использованием беспилотных транспортных средств, она также будет стремиться разработать гиперзвуковые авиалайнеры, которые смогут доставлять пассажиров из Австралии на восточное побережье США всего за 2,5 часа.