Японский лунный посадочный модуль SLIM приземлился на нос
Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) теперь имеет лучшее представление о том, почему его недавно приземлившийся космический аппарат SLIM не смог вырабатывать энергию.
Хотя SLIM успешно приземлился на Луну в начале этого месяца, он не позиционируется так, как планировалось. На изображении небольшого вторичного робота-исследователя видно, что он приземлился на нос, а не на тщательно спроектированные опоры.
SLIM (умный посадочный модуль для исследования Луны) был разработан для демонстрации точной посадки на Луну, отсюда и его прозвище «Лунный снайпер». Приземление произошло 19 января (начало 20 января в Японии), и первые телеметрические данные зонда были хорошими.
JAXA подтвердило мягкую посадку, в результате чего Япония стала лишь пятой страной, успешно высадившейся на Луну. Однако команда инженеров быстро поняла, что солнечные панели корабля не вырабатывают электроэнергию. JAXA приняло решение перевести посадочный модуль в режим сна, пока оно расследует проблему.
Именно здесь на помощь пришел SORA-Q. Этот сферический робот, также известный как Lunar Excursion Vehicle 2 (LEV-2), был выпущен незадолго до приземления SLIM.
JAXA теперь получило изображение от SORA-Q (вверху), подтверждающее, что спускаемый аппарат приземлился на Луне под неожиданным углом. SLIM был спроектирован с пятью алюминиевыми посадочными опорами, которые должны были изгибаться при посадке зонда. Однако SLIM воткнулся носом в землю, что объясняет, почему он не вырабатывает электроэнергию.
JAXA проанализировало данные телеметрии спускаемого аппарата и обнаружило, что его неправильное положение, скорее всего, является результатом отказа двигателя в последнюю минуту.
Посадочный модуль имеет два главных двигателя, которые должны были сначала опустить заднюю часть SLIM, позволяя передней части отклониться и привести все гибкие посадочные опоры в контакт с поверхностью. JAXA полагает, что во время маневрирования перед посадкой отказал один из двух двигателей. Единственный оставшийся двигатель замедлил космический аппарат достаточно для мягкой посадки, но боковая скорость была слишком высокой, из-за чего носовая часть корабля опустилась первой.
Скорость снижения в момент контакта с поверхностью составляла примерно 1,4 м/с или меньше, что было ниже расчетного диапазона, но такие условия, как боковая скорость и положение, находились за пределами расчетного диапазона.
Хорошей новостью является то, что SLIM, похоже, оказался именно там, где и предполагалось. Большинство лунных аппаратов нацелены на зону приземления площадью в несколько квадратных километров, но SLIM демонстрировала систему точной посадки, основанную на визуальном сопоставлении особенностей поверхности с картой высокого разрешения.
SLIM остановился примерно в 55 метрах от исходной целевой точки. Аппарат совершил маневр обхода препятствия на высоте 50 метров над поверхностью. Точность позиционирования оценивается менее чем в 10 метров, а возможно, всего 3-4 метра. По этой причине JAXA объявило испытания системы посадки полностью успешными.
JAXA по-прежнему считает, что возможно возродить SLIM, что позволит ему изучать лунную поверхность, как и планировалось. На изображении видно, что солнечные панели SLIM обращены на запад, в сторону от солнца. Однако угол падения солнечного света со временем будет меняться. Но чем дольше космический аппарат находится на Луне без питания, тем менее вероятным становится его воскрешение.