Дети и взрослые по-разному воспринимают течение времени — новое исследование
Ученые из Университета Лоранда Этвеша (Будапешт, Венгрия) изучили, меняется ли восприятие времени с возрастом, и если да, то как и почему люди воспринимают течение времени по-разному. Их исследование было опубликовано в Scientific Reports.
Многие из нас испытывали иллюзию, что три летних месяца в детстве казались намного длиннее, чем те же 3 месяца, которые ощущаются во взрослом возрасте. Хотя мы можем спорить, почему одно лето может казаться длиннее другого и как восприятие времени может сжимать и растягивать ощущение продолжительности в зависимости от различных факторов, можно провести эксперимент, чтобы получить больше информации.
Исследователи сделали именно это. Они задались вопросом, как насыщенность событиями влияет на наши оценки продолжительности при исследовании различных этапов нашего когнитивного развития. Ученые выделили три возрастные группы: 4-5, 9-10 и 18 лет и старше, и попросили их посмотреть два видео по 1 минуте каждое. Два видео были взяты из мультсериала, сбалансированы по визуальным и акустическим характеристикам, за исключением одной особенности: событийности.
Одно видео состояло из быстрой последовательности событий (полицейский спасает животных и арестовывает вора), а другое представляло собой монотонную и повторяющуюся последовательность (шесть пиратов, плывущих на весельной лодке). Исследователи воспроизвели два ролика, сначала показывая насыщенный событиями клип. После просмотра обоих роликов они задали всего два вопроса: «Какой из них был длиннее?» и «Можете ли вы показать продолжительность ролика руками?» Вопросы были понятны даже для 4-летнего ребенка.
Результаты показали сильное различие в каждой возрастной группе.
В то время как более 2/3 дошкольников воспринимали насыщенное событиями видео как более длинное, 3/4 взрослой группы считали то же самое в отношении видео без событий. Средняя группа демонстрировала аналогичную, но более умеренную предвзятость, чем взрослая. При включении средней группы (9-10 лет) точка перелома может быть оценена примерно в возрасте 7 лет.
Что касается ориентации рук в стороны и расстояния, то с возрастом наблюдается растущая тенденция к использованию горизонтального разведения рук. В то время как дети дошкольного возраста использовали 50/50% вертикальных и горизонтальных жестов, к школьному возрасту это соотношение изменилось до 80-90% в пользу горизонтального использования рук.
Результат интересный, потому что его не может предсказать ни одна из биологических моделей восприятия времени. Как можно интерпретировать этот результат? Биологические модели восприятия времени делятся на две категории: нейроны в мозге, подобные кардиостимуляторам, и нейроны, частота возбуждения которых снижается со временем. Тем не менее, «кто» будет интерпретировать эти сигналы в мозгу, остается неясным.
Оба модельных класса предполагают непрерывное возрастное улучшение с возрастом. Однако это не то, что обнаружили исследователи. Вместо этого они обнаружили переключение воспринимаемых соотношений длительности между самой младшей и двумя старшими группами с поворотным моментом в 7 лет. Как можно объяснить такое изменение смещения?
Авторы обратились к концепции эвристики, введенной в когнитивную науку Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом. Они определяют эвристику как умственные ярлыки или заменители, которые позволяют быстро принимать решения. Чтобы понять, зачем нужна эвристика для сравнения длительности, давайте посмотрим, на что еще мы можем положиться. Поскольку мозг не имеет ни надежных центральных часов, ни прямого сенсорного отображения длительности, в отличие от расстояний или высоты, мы должны использовать «посредника».
Посредник для «длительности» — это что-то конкретное, но связанное с временным содержанием, например «О каком из них я могу поговорить подробнее?» Если бы первое видео было наполнено действиями, можно многое было о нем рассказать, думает 5-летний ребенок. В то время как другой фильм можно было бы описать одним глаголом, например, «гребля». Насыщенное событиями видео состояло из трех эпизодов, а это прекрасный пример для целой истории.
Напротив, во втором видео не было ни эпизодов, ни сюжетной линии. С точки зрения эвристики, разницу можно уловить с помощью эвристики репрезентативности. В богатом событиями видео было больше репрезентативных примеров, чем в обычном. Поэтому, полагаясь на эвристику репрезентативности, детсадовцы посчитали бы, что насыщенное событиями видео было длиннее.
Если это понятие длительности является хорошим заменителем «времени», почему мы переключаемся на другую систему в 7 лет? Исследователи утверждают, что ответ заключается в переключении на другой класс эвристики, а именно на эвристику выборки. Примерно в возрасте от 6 до 10 лет дети знакомятся с понятием «абсолютное время». Мы все полагаемся на концепцию абсолютного и универсального времени, когда назначаем встречи, организуем наши задачи и следуем срокам.
Все эти действия подкрепляют концепцию универсального времени, которая не зависит от наблюдателя и полностью соответствует классической ньютоновской механике. Мы начинаем думать о времени как о физической сущности, независимой от событий, с которыми оно связано, и осознаем, что наше субъективное восприятие времени как наблюдателей может измениться или стать предметом иллюзий. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы устранить субъективность, — это остановить течение времени.
Мы можем контролировать течение времени, часто проверяя его. Глядя на часы или просто глядя в окно и наблюдая за транспортным потоком. Чем чаще мы проверяем, тем надежнее получаем оценку. Однако наш мозг не всегда доступен для отслеживания времени. Когда наше внимание занято другой задачей, то эта выборка абсолютного времени может пропускать циклы. Напротив, при ожидании опаздывающего на встречу время замедляется, поскольку мозг считает секунды, а нетерпение и раздражение возрастают.
В свете этих эвристик, репрезентативности и выборки давайте посмотрим, как мы определяем абсолютное время, когда нас просят угадать продолжительность захватывающего и увлекательного видео по сравнению со скучным. При просмотре захватывающего фильма мозг полностью погружается в историю, потому что последовательность действий разворачивается настолько быстро, что человек успевает думать ни о чем другом, будь то жизнь, работа или список дел. Вместо этого мозг захвачен альтернативной реальностью сюжета фильма.
Напротив, при просмотре скучного фильма человек собирается посмотреть на часы или подумать о том, где еще он мог бы находиться в это время, и все эти отвлекающие факторы позволяют нам опробовать течение абсолютного времени. Следовательно, два типа эвристики объясняют странный переход примерно в 7 лет и устойчивое предубеждение, согласно которому скучные встречи кажутся длиннее, чем они есть, которое остается с нами на всю оставшуюся жизнь.
Исследование было опубликовано в Scientific Reports.