Поездка с транспондером, взятым напрокат
Мы решили отдохнуть на Черном море и добраться до побережья из Санкт-Петербурга по платным дорогам. Как раз незадолго до нашей поездки был введен в строй последний участок под Тверью, и появились все шансы с ветерком прокатиться до Краснодара.
Наличие транспондера рекламировалось, как удобство и экономия времени. Позже мы убедились, что это совсем не так.
Так как у нас нет необходимости пользоваться платными дорогами в Санкт-Петербурге, то и транспондера у нас нет. Покупка транспондера обошлась бы нам в 4500 — 5000р., но умные люди посоветовали взять транспондер напрокат. В этом случае стоимость транспондера была 20 рублей в сутки. Поездка планировалась на 2 недели, выгода очевидна.
Взять транспондер напрокат можно только в одном месте в Санкт-Петербурге – на Московском проспекте. Хорошо, что хотя бы в один выходной день офис работает. Достаточно быстро мы оформили аренду, поставили мобильное приложение и закинули деньги на счет. В приложении можно проложить маршрут и примерно посмотреть сколько будет стоить поездка (раздел Карты).
Дальше будет информация, которая почему-то мало где опубликована. Когда вы подъезжаете на скорости к терминалу, очень сложно с ходу понять, в какой проезд нужно ехать.
Во-первых, значки издалека очень мелкие, а что они обозначают – неизвестно. Во-вторых, как правило, на подъезде к терминалу стоит очередь, и к какому терминалу она ведет, можно узнать только отстояв ее до конца. Не понятно, почему не сделать, например, разметку на полосах заранее, чтобы было понятно, в какую очередь нужно вставать.
По сути все значки делятся на два типа:
- Зеленые – проезд ТОЛЬКО по транспондеру
- Желтые – оплата картой и наличными.
Есть еще разновидности – оплата наличными, но внизу зеленый значок, обозначает, что с транспондером проехать тоже можно.
На ЗСД, например, если у желтого значка нет снизу зеленого – это вовсе не значит, что нельзя проехать с транспондером, это значит, что просто не нарисовали значок. Мы попробовали и прекрасно проехали по транспондеру – шлагбаум открылся, деньги списались.
Также надо обращать внимание на стрелку/крестик под каждым значком. Если горит зеленая стрелка, то можно ехать, если горит красный крест, значит у проезжающей машины не сработал транспондер, и проезд будет невозможен. В этом случае лучше сменить очередь.
Отдельно хочется поговорить про ситуации, когда у вас есть транспондер, на нем достаточно средств, но шлагбаум при этом не открывается. Такое, как мы выяснили, бывает не так уж и редко.
За время нашей поездки все варианты мы испытали на себе, приятного в этом мало, т.к. никаких путей отхода не предусмотрено (опять же не понятно почему). Машина, перед которой не открылся шлагбаум должна ехать задним ходом, двигая всю очередь, которая накопилась за ней, ловя при этом красноречивые взгляды (и не только) водителей, стоящих сзади.
Итак, варианты при которых шлагбаум не открывается:
- Просто не сработал. Что делать? Сдать задом и попробовать медленно проехать еще раз.
- Вы проехали впритык к грузовой машине. Система определила вас как грузовое средство, а транспондер у вас легковой, либо система просто вас не увидела из-за грузовика.
Что делать? Сдать задом и попробовать медленно проехать еще раз.
Дополнительная рекомендация – подождать пока перед предыдущей машиной откроется шлагбаум и тогда пересекать линию въезда. В этом случае вам не придется сдавать назад, если машина перед вами не смогла проехать. - Самое примечательное. Транспондер перестает работать после того, как вы перечислили на него деньги. В эту ситуацию мы попали на трассе М4 Дон. Так как при проезде через платные дороги Москвы с нас была списана значительная часть средств, около 4-х тысяч, то на всякий случай мы решили добавить денег, чтобы на проезд до конечной точки гарантированно хватило. При этом суммы, которая уже лежала на счету должно было хватить минимум на три платных участка.
На первом терминале мы поехали под зеленый значок, обнаружили, что шлагбаум не открылся, людей вокруг нет, что делать не понятно. Сдали задом, поехали под желтый значок и заплатили банковской картой.
На втором терминале ситуация повторилась, но нам повезло больше, потому что мы нашли человека, у которого можно было спросить — что не так. Он попросил транспондер, который пришлось оторвать от лобового стекла, помахал им перед машиной, и посоветовал поехать в окошко с кассой, предъявив транспондер кассиру.
Мы последовали рекомендации, кассир сообщила нам, что транспондер пишет, что нет средств (хотя это было не так), и посоветовала обратиться в отдел продаж. От нее же мы узнали, где он находится. А расположение пункта продаж оставляет желать лучшего – он находится на другой стороне дороги, и пройти к нему после проезда терминала, не попав под колеса несущихся машин не представляется возможным!
Остановиться после проезда терминала через левые полосы естественно тоже негде. Итак, второй раз заплатив карточкой, вместо транспондера, мы отправились дальше.
На третьем пункте мы остановились задолго до терминала и пошли в отдел продаж, который опять же находился на противоположной стороне дороги (спасибо вам, строители, за удобство для пользователей!). В отделе продаж мы предъявили транспондер, и нам сообщили, что он «завис». Его перезапустили и сказали, что работать он будет через 20 мин.
Действительно, почему бы при двухдневном пути нам не постоять и не подождать еще 20 мин?!!! Заплатив в третий раз карточкой, мы поехали дальше.
Из всего этого приключения мы вывели одно правило – лучше ехать не через зеленый значок, а через желтый. Если все хорошо, то у вас просто откроется шлагбаум, если что-то пойдет не так, то вы сможете сразу же заплатить и ехать дальше.
Впечатление о дороге
Впечатление о дороге осталось неоднозначное. Само дорожное полотно в хорошем состоянии (особенно М-11), информативные табло, повышенная безопасность – для машин, которые вынуждены остановиться, приезжают комиссары, и отгораживают машину, чтобы ее было видно заблаговременно. Это все здорово.
Но вот места отдыха оставляют желать лучшего. Все урны забиты битком. Туалеты без бумаги, без мыла, иногда вообще закрыты.
Внешний вид некоторых создает впечатление, что построены они были в начале 90-х годов, настолько все обветшало. От платной дороги мы ожидали большего. Предпочитали пользоваться туалетами на заправках.
Также хочется рассказать о трассе М-4 Дон.
Если платная дорога Санкт-Петербург – Москва была построена полностью с нуля, то трассу М-4 решили просто дополнить платными участками.
Мы проехали по ней туда и обратно, и так и не поняли принцип списания платы и как определить едешь ты по платной дороге в данный момент или по бесплатной. Яндекс-навигатор всю дорогу отмечает, как платную, но на самом деле это не так.
На дороге резко меняется состояние асфальта от отличного до всего в ямах, появляются — пропадают фонари, ограничения скорости прыгают от 40 до 110.
Мы определяли бесплатную дорогу по отсутствию фонарей и вот таким сомнительным постройкам, на которые страшно даже смотреть, не то, что пытаться туда зайти.
Неожиданный «штраф»
В целом поездка завершилась удачно. Мы сдали транспондер обратно на Московском проспекте, выдохнули и расслабились. А через месяц нам пришел штраф на сумму 950 руб.
Это очень примечательный штраф без фотографии и абсолютно непонятный по своему назначению.
Если верить этому «штрафу», то мы нарушили правила парковки. Но суть в том, что всю Москву мы проехали насквозь, не останавливаясь нигде. Соответственно, мы были абсолютно точно уверены, что никакие правила парковки нарушить не могли.
Были подозрения, что это попытки мошенников нас обмануть, т.к. штраф не пробивался на сайте штрафов ГИБДД и в приложении Парковки России.
Погуглив, мы обнаружили, что можно обратиться на сайт mos.ru и оспорить штраф. Пробить УИН на указанном сайте мы также не смогли, т.к система указывает, что такого УИН не существует. Мы попробовали обратиться в чат поддержки указанного сайта, и единственное, чем они нам «помогли» — дали номер телефона ведомства, выставившего нам штраф.
Сразу скажу, что звонок с питерского мобильного на московский номер платный, т.к. это звонок в другой регион – тоже новость малоприятная. Общались с двумя операторами по телефону, они сообщили, что возможности выяснить по УИН назначение штрафа они не имеют. Вопрос – какой смысл в этих операторах?
Ответ был примерно следующий: «Если вы ехали по платной дороге, то ВОЗМОЖНО, это не штраф, а счет за проезд по платной дороге». Но мы же ехали с транспондером и все платные участки с него оплачивали.
Как же так?
Мы начали раскопки в этом направлении, и они привели нас в приложение «Парковки России».
Мы конечно в нем были, искали, выписанный нам «штраф» в разделе «Штрафы и эвакуации», и не находили.
А выяснилось, что так называемый штраф, надо искать в разделе «Проезды по платным дорогам» (логика на высоте), и именно там мы нашли наконец выписанный нам счет за проезд по МСД. И также выяснили, что наличие транспондера вовсе не гарантирует вам оплату абсолютно всех платных дорог. Будьте готовы к таким сюрпризам.
Вопросы
У нас остались вопросы к Автодору:
- Почему в таком ужасном состоянии места отдыха на платной дороге?
- Почему внесение денег на счет приводит к зависанию транспондера, но нигде нет информации об этом, а в приложении Автодора на вопросы отвечает бот? И там тоже нет информации о такой ситуации.
- Почему не сделать разметку на полосах при подъезде к терминалу заранее, чтобы человек мог определиться, в какую полосу ему нужно встать?
- Почему так плохо видны значки над терминалом издалека?
- Почему нигде при подъезде нет описания значков, чтобы человек, не пользовавшийся транспондером мог прочитать их назначение?
Этой же информации нет в буклете, который выдают при получении транспондера, в итоге водитель получает сюрприз, когда подъезжает к терминалу и рискует спровоцировать ДТП, потому что на ходу пытается понять, куда именно ему следует ехать.
Подводя итоги использования транспондера, делаем следующие выводы:
- Транспондер экономит время, если не произошло непредвиденных ситуаций, которые возникают достаточно часто.
- Оплата по банковской карте не значительно увеличивает время, при этом гарантирует 100% результат проезда.
- Мы оплатили 3 участка банковской картой, заплатили «штраф» за проезд через МСД, бегали в отдел продаж на трассе, чтобы «перезагрузить» транспондер, подвергая свою жизнь опасности.
- Пережили много неприятных моментов, сдавая задом в ситуации, где мы не виноваты, проклиная систему.
Возникнет ли у нас еще раз желание проехать с транспондером – это большой вопрос. Скидка в 10%, которую мы смогли получить на обратной дороге не перекрывает те неудобства, которые мы испытали в пути.