С помощью стереоскопических изображений обнаружены недостающие элементы палеолитических рисунков
В результате исследования, проведенного учеными из Университета Комплутенсе в Мадриде, было обнаружено множество древних наскальных рисунков, спрятанных среди ранее описанных изображений. В статье, опубликованной в журнале Antiquity, команда ученых дополняет детали, отсутствующие в предыдущих фотографических изображениях.
Исследователи вновь обратились к наскальным рисункам пещеры Ла-Пасиега, используя новые методы цифровой стереоскопической записи, и идентифицировали ранее незамеченные фигуры животных в наскальных рисунках. В частности, они обнаружили новые изображения лошадей, оленей и крупного быка (возможно, зубра), которые ранее не были опознаны.
Некоторые фигуры ранее считались неполными, как будто художник просто отказался от рисования на полпути. Благодаря стереоскопической фотографии и лучшему пониманию того, как естественные скальные образования были включены в произведения искусства, эти неполные фигуры были переосмыслены как полные изображения животных.
Стереоскопические фотографии позволили исследователям установить корреляцию между изображениями и неровностями каменных стен пещеры. Эти корреляции было нелегко заметить на традиционных двумерных фотографиях.
Включив в изображения элементы природного камня, древний художник использовал существующую окружающую среду, чтобы улучшить рисунки или сделать ее частью произведения искусства, создавая гармоничное взаимодействие между искусственными и природными элементами. Такая техника позволяет придать изображенным фигурам и сценам глубину и объемность.
Топографические особенности стен пещеры также могли вдохновить воображение художников. Жители пещер, возможно, испытывали парейдолию — психологический феномен, заключающийся в том, что они видят непреднамеренные формы в природе, например, видят формы в облаках. Если выступ камня немного похож на голову лошади, художник может представить полную форму, дополнив остальные детали.
Например, одно недавно обнаруженное изображение лошади имеет размеры около 460 х 300 мм и окрашено в красный цвет с использованием точек с переменным расстоянием между ними. На нем изображена голова с углом рта, глазом, ухом и началом шейно-спинной линии. В фигуре использованы естественные особенности стены пещеры с трещинами в скале, включенными в очертания головы и груди. Шейно-дорсальная линия адаптируется к вогнутому участку стены.
Другая лошадь окрашена в желтую охру, ее длина от головы до задних конечностей составляет 600 мм. Ранее идентифицированные окрашенные анатомические части — это голова, грива, спина и задние конечности.
Учитывая форму поверхности камня, авторы предполагают, что край камня определяет живот лошади, а естественные трещины камня также определяют переднюю ногу. Даже без нанесения краски естественная поверхность камня напоминает несколько анатомических элементов.
Стереоскопические фотографии позволили команде выявить десятки корреляций между изображениями и неровностями каменных стен пещеры, которые не видны на обычных фотографиях.
Пещера Ла-Пасиега представляет собой прекрасный пример места, где предыдущие исследования основывались на описании искусства, основанном на цвете, форме и технике живописи или гравюры, при этом естественные поверхности скал признавались лишь изредка.
Авторы приходят к выводу, что палеолитическое наскальное искусство следует определять не только по нарисованным или выгравированным знакам, но и по топографическим особенностям скалы, на которой они начертаны, поскольку эти два элемента не могут быть разделены.