Авторский материал

Тайный рисунок Пушкина

«Нет ничего тайного, что не сделалось бы

явным, ни сокровенного, что не сделалось бы

известным».

(Евангелие от Марка 4:22)

С кого брать пример?

А.С. Пушкин глубоко сочувствовал горькой участи декабристов. Среди них были его друзья и единомышленники. Он считал их «умнейшими людьми России». Свои взгляды на восстание на Сенатской площади 14 (26) декабря 1825 года он поместил в закодированном виде в некоторых литературных произведениях и в рисунках. При их просмотре моё внимание привлекла одна его зарисовка, на которой я насчитал 26 портретов. Пушкин нарисовал их примерно в августе 1826 года.

Помимо автопортрета Пушкина мне удалось определить на рисунке портрет Сергея Трубецкого, диктатора восстания на Сенатской площади. Этот портрет имел ключевое значение в судьбе изображённых на нём декабристов.

Содержание подлежало глубокому анализу и раскрытию заложенного в изображении смысла. Поэт продумал всё, включая мелкие детали. Вот как выглядит этот загадочный рисунок.

О декабристах нельзя писать с «лёгкостью пера». Это крайне сложное и противоречивое событие в истории нашего государства. В разные эпохи оно будет рассматриваться с большим разбросом мнений между полюсами чёрного и белого цвета. Это объясняется тем, что на пути от Руси к России нашей стране выпала самая жестокая в мире доля страданий. Народ испытал на себе весь набор тягот и лишений: от варварских нашествий захватчиков, внутренних бунтов, «дикого барства» и хаоса в период смут.

История России очень похожа на страдания Христа, с его распятием на Голгофе. Я долго размышлял над вопросом: каким может быть символ непобедимости народа России со стороны любого врага? И нашёл его в одной из фотографий периода Великой Отечественной войны. Этот снимок потряс меня, я сразу понял в чём символ нашей непобедимости на все века. Это напоминание нашим противникам, если они забыли. Наш народ способен выдержать любые чудовищные испытания и невзгоды, чтобы не отдать страну на растерзание врагу.

На этой фотографии я увидел пять измождённых женщин, которые вместо лошади тянули по полю плуг, чтобы вспахать землю и выращенным урожаем снабжать нашу воюющую армию. Вот почему мученики в России, включая декабристов, всегда будут в почёте и уважении со стороны народа. Это наша национальная черта, которая крайне редко встречается в мире.

При внимательном рассмотрении рисунка Пушкина я пришёл к выводу, что в его содержании глубоко закодирована побочная информация. Пушкин был гениальным творцом не только в поэзии, но и в искусстве тайнописи. Кроме того, он был великолепным мастером скрытой символики. Я оценил рисунок поэта именно в таком качестве. Он заполнен тайной информацией с помощью скрытого в рисунке шифра. На нём сразу можно определить, в какую сторону направлены лица.

Из 26 портретов, у 15 изображённых на рисунке лиц, глаза обращены на Запад. Это не случайно. Организаторы и участники восстания пришли на Сенатскую площадь столицы с идеями свободы, равенства и реформ государственного устройства по примеру Запада.

Дворянские офицеры заразились этими взглядами, когда вели свои полки по территориям европейских стран в ходе войны с Наполеоном. У них созрел план переноса на российскую почву республиканского строя Франции или образования в России конституционной монархии. Возможно, они в чём-то ошибались, но называть их врагами России нельзя. Они героически защищали её на полях сражений в Отечественной войне 1812 года.

Иностранные заимствования брались декабристами без учёта вековых традиций России и её особого пути развития. Их попытка изменения государственного устройства и отмены крепостного права в России были обречены на провал. Верхушечный переворот с участием только дворянских революционеров для этой цели не годился.

Следы чести и забвения

На своём рисунке Пушкин показал пять портретов, смотрящих вверх на небо. Такими он изобразил казнённых декабристов, души которых по христианскому учению примет на небесах Бог. Пять других портретов не были им завершены. Поскольку их участие в восстании не подтверждалось. В ходе следствия непричастными оказались 173 человека. По ошибке к наказанию привлечены 13 человек. Пушкин пометил эти невиновные лица числом 13. Он расположил эти цифры на правой кромке рисунка.

Над головами декабристов бросается в глаза чёрный след, похожий на комету. Можно подумать, что это размазанная капля чернил. След начинается от автопортрета Пушкина и заканчивается у верхнего правого угла. На самом деле это часть рисунка имеет символическое значение. Поэт изобразил таким образом «чёрную полосу» в жизни декабристов после неудачного восстания. Такие полосы в его рисунках больше нигде не встречаются.

На верней части рисунка можно увидеть несколько крупных чёрных пятен. Это тоже не пролитые капли чернил или другой жидкости. С их помощью Пушкин показал наличие «чёрных пятен» в биографиях некоторых декабристов. Чтобы подтвердить их необходимость, он поставил возле пятен четыре маленькие точки, которые можно найти на верхней части рисунка. Он разделил их на три точки и на отдельную. Они имеют символическое значение.

Три точки показывают, что информация с помощью чёрных пятен является достаточной и не требует дополнительных пояснений. Отдельная точка возле другого чёрного пятна, меньшего размера, имела другой символический смысл. Отделённая от текста, она означает бессердечие. В ней вместились все чувства горечи Пушкина за драматическую судьбу своих друзей-декабристов. Он выразил в этой незаметной точке всё, что «отозвалось» в его сердце.

Пятна в биографии некоторых декабристов действительно были. В ходе следствия они давали показания на своих товарищей, пытаясь этими признаниями смягчить себе наказание. Например, Сергей Трубецкой, диктатор восстания, выдал на следствии всех его руководителей. На допросах он обвинил в организации восстания Пестеля и Рылеева, а также других заговорщиков. И только таким образом избежал смертной казни через повешение. Эшафот ему заменили каторгой в Сибири. В его сердце не нашлось места голосу чести.

Горькая чаша

В качестве укора Пушкин нарисовал на части лица полковника Трубецкого портрет казнённого декабриста (возможно Пестеля), который на следствии отказался выдавать своих товарищей. Против своих друзей не дали показаний Лунин, Якушкин, Пётр Борисов и многие другие декабристы. Вопросы чести для них оказались дороже собственной жизни. Пушкин закодировал этот факт с помощью причёски казнённого декабриста. Он изобразил волосы на его голове в виде символической «чёрной чаши». Причёску в такой же форме можно увидеть и у другого казнённого декабриста. Его образ нарисован возле портрета женщины.

Эти декабристы до дна испили «горькую чашу» жестоких испытаний, выпавших на их долю. В христианской традиции она является символом страдания и невзгод, которые человек должен с честью вынести до конца. Испить эту чашу до дна могут только люди, обладающие сильным духом и преданностью своему народу.

Знак вещей птицы

В причёсках других декабристов Пушкин замаскировал ещё два символических знака, имеющих глубокий духовный смысл. У нижней кромки рисунка он изобразил ещё одного казнённого декабриста. В его причёске при внимательном рассмотрении каждый может заметить контуры чёрной птицы с туловищем, головой и клювом. Наши предки относились к чёрной птице (из рода воронов) с большим уважением и почитанием. Эта птица являлась для них символом мудрости и предвестником смерти. В природе вещая птица выглядит так:

По народной легенде этой птице были доступны древние знания и сила духа предков. Чёрная птица на похоронах считалась добрым знаком. Она приносила душе погибшего подношение и почёт выживших.

«Из искры возгорится пламя»

Если посмотреть на правую часть рисунка, то в причёсках двух декабристов можно найти замаскированные языки пламени. Огонь — символ торжества света и жизни над мраком и смертью. Декабристы первыми зажгли факел борьбы с целью переустройства общества. В истории России его будут зажигать не раз. А примерно через сто лет после этого события у большевиков зародится мечта о «мировом пожаре».

В рисунке Пушкина я заметил два портрета декабристов в чёрных повязках на глазах. В ходе следствия некоторых арестантов действительно приводили на допрос с повязкой. Когда в ярко освещённой комнате им открывали глаза, то они видели за большим столом знатных людей страны (генералов и князей). Это оказывало на них сильное психологическое воздействие.

На своём рисунке Пушкин поместил портрет женщины — как символ любви и верности жён к своим мужьям-декабристам. Из них 11 женщин отправятся вслед за мужьями в Сибирь, чтобы разделить с ними все страдания каторги.

В когтях у хищника

На рисунке был изображён странный персонаж, с перевёрнутой вниз головой, смотрящей в противоположную сторону. Это означало, что данный человек был приверженцем старых порядков и не мог быть реформатором. Подобные портреты говорят о крайне неуважительном и презрительном отношении к человеку. Это изображение смотрится, как перевёрнутый христианский крест. У меня сразу возник вопрос: кого и за что Пушкин так ненавидел в этом образе? Какие скрытые знаки на портрете он мог оставить для подсказки?

В этом вопросе я решил действовать методом исключения и с помощью простой логики. Император Николай I этим лицом быть не мог. Диктатор восстания Сергей Трубецкой, с чёрным пятном в своей биографии, на эту роль также не годился. О нём весь разговор будет впереди.

На рисунке речь идет о судьбе декабристов, которым Пушкин искренне сочувствовал. Глядя на жестокое к ним обращение, каждый гуманный человек, воскликнет: «А судьи кто?».

На временную должность председателя Верховного уголовного суда по делу декабристов Николай I назначил князя П.В. Лопухина. На суде он был сторонником самого жестокого наказания участников восстания и голосовал за сметную казнь 36 арестантам. Их них 5- четвертование и 31 – отсечение головы. Даже Иван Грозный в своё время не относился так сурово к провинившимся боярам, узнав об этом, он бы «перевернулся в гробу».

Возникает вопрос: почему главный судья страны в ХIХ-м веке обратил карающий меч правосудия в варварскую эпоху средневековья? Император Николай I, которому восставшие грозили убийством, пришёл в смятение от такого жестокого наказания. Организаторам восстания он отменил 31 казнь (отсечение головы). А четвертование 5 декабристам заменил на виселицу. Кроме этого, уменьшил строгость наказания другим декабристам по всем 11 разрядам.

Корень зла

Я долго не мог понять почему у судьи такая варварская жестокость. Ведь в мире существуют только два очага справедливости, к которым каждый человек может при необходимости обратиться. Это жребий по Божьей воле и суд. Ответ пришёл с неожиданной стороны. Лопухин до суда занимал высокие посты в государстве.

Это был ловкий царедворец, который не пользовался авторитетом и уважением в высшем обществе. Например, князь И.М. Долгоруков о нём писал так: «Эгоист по характеру и чувству, равнодушный к родине, кроме себя ничего не любит». А княгиня Е.Р. Дашкова изобразила его человеком «фальшивым, скрытным и мстительным».

Пушкин тоже дал главному судье оценку, но глубоко спрятал её в своём рисунке. Я повернул голову Лопухина на 180 градусов и соединил вместе два их варианта. У меня получились два противоположных образа, как в игральных картах. Вот как они смотрятся в реальности: (см. портрет № 1 и № 2).

№ 1 № 2

На первом портрете (№ 1) у нижней кромки носа я увидел неразборчивую надпись Пушкина, которая заканчивалась закорючкой. В результате этой хитрости нос судьи стал похож на клюв стервятника. Не буду говорить о свойствах этой хищной птицы. Из этой надписи мне удалось установить только 4 буквы в начале слова. (души…). Дальше каждый может догадаться, что Пушкин имел ввиду «душителя свободы».

После поворота головы (рис. № 2) в нормальное положение, я обнаружил в паутине хаотичных знаков ещё одну скрытую надпись. Под «знаковой маскировочной сеткой» мне удалось определить первую и последнюю букву слова (У….д). Середина слова была закодирована Пушкиным с помощью палочки и двух кружочков. Вот как реально смотрится надпись.

В середине слова один кружочек присоединяется к палочке и получается буква Р, а другой превращается в букву О. В итоге получается слово «урод» (см. рисунок).

На фоне лица судьи Пушкин нарисовал лицо человека, отклонённое назад. В символике жестов этот сигнал означает несогласие, протест против оскорбления чести и своего достоинства, а также призыв к активной деятельности.

У Пушкина были основания давать подобные названия судье. На рисунке под № 2 каждый может увидеть хищный и коварный взгляд человека со зловещей улыбкой.

Чтобы прочувствовать полную картину об этом человеке, я навёл лупу на уголок его рта и ужаснулся. Через увеличительное стекло вместо губ я увидел лапу хищной птицы с тремя когтями (см. рисунок).

У Лопухина тоже было обнаружено «семейное» пятно, только оно касалось не его. Лопухин по должности обязан был судить своего сына Павла за участие в тайных обществах декабристов. Сын был в составе Северного общества, но на Сенатской площади не появился. По решению Николая I Павел был освобождён из-под стражи. Причиной стало особое рвение судьи, направленное на жестокое наказание декабристов. Таким образом он спас своего сына от серьёзных неприятностей. Что касается вопросов чести и совести перед другими людьми, то они его не мучали.

Казнь на плече полковника

На рисунке, где был изображён Сергей Трубецкой, Пушкин замаскировал целый набор символических знаков (см. часть рисунка).

Например, если очень внимательно присмотреться к причёске С. Трубецкого, то под чёрными продольными штрихами можно заметить в тыльной части головы замаскированную фигурку зайца. Отчётливо просматривается его голова с чёрной точкой глаза, пара ушей, туловище и лапки. Из истории известно, что назначенный диктатором восстания полковник С. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь командовать войсками из-за своей трусости. На следствии по делу декабристов он выдал всех своих товарищей, с которыми готовил восстание. Причина та же самая — страх за свою жизнь.

Чтобы потомки обнаружили замаскированный в рисунке символ трусливого поведения диктатора, Пушкин нарисовал крупным планом глаз и нос позади его головы. Эти подсказки играют роль «дорожных указателей»: куда смотреть и о какой тайне пронюхать.

К погону полковника на его плече он изобразил бахрому, состоящую из свисающих нитей. Это была только кажущаяся бахрома. На деле Пушкин сумел спрятать в её изображении виселицу с верёвками разной длины, на которой казнили 5 декабристов. По понятной причине Пушкин не стал дорисовывать к каждой верёвке атрибут казни – петлю.

Под виселицей он замаскировал эшафот, скамейки и яму. Неорганизованный порядок казни был закодирован тремя рядами точек. Код казни обозначен порядком цифр: 2-3-3. Это означает следующее.

Когда выбили скамейки из-под ног, сразу были казнены два декабриста: Пестель и Бестужев-Рюмин. Остальные три их товарища: Рылеев, Каховский и Муравьёв-Апостол сорвались с виселицы из-за порванных верёвок и упали в яму, проломив при этом доски помоста. После замены верёвок их казнили второй раз.

Никто из присутствующих высоких начальников не отменил повторную казнь этим декабристам. По негласной традиции их казнь должны были заменить другим наказанием, так как «Бог не желает их смерти».

Страх руководителей казни за свою судьбу перед императором оказался сильнее их чести. Представляю закодированные Пушкиным все знаки казни (см. рисунок).

Код в глазах восставших

На рисунке под № 3 Пушкин оставил потомкам ключ шифра, с помощью которого он закодировал текст.

В нижнем правом углу рисунка он изобразил сетку из трёх продольных и поперечных линий. В ключе показан только принцип расшифровки. На самом деле линий будет гораздо больше.

Текстом оказалось стихотворение о декабристах, скрытое от цензуры, и отношение к ним Пушкина. С помощью рисунка я расшифровал его содержание. Поэт закодировал текст точечно-сетевым методом. За основу шифра им были взяты «точки зрения», изображённых на рисунке участников.

Любые графические фигуры могут быть выразителями чисел. Их можно показать открыто, как крупицы песка на камне. Или скрытно закодировать, как это делает природа или человек.

Если глаза на портретах рисунка Пушкина превратить в точки, то на двумерном пространстве прямоугольника образуется информационное поле. С помощью специальной сети все выявленные точки можно превратить в цифры, которые образуют таблицу чисел. Форму ключа к расшифровке своего рисунка предложил сам Пушкин.

Представляю точечно-сетевую шифрограмму Пушкина. Главным в ней является распределение точек зрения декабристов на десятичной шкале. Базовым получилось число на верхней строчке таблицы (24 цифры). Затем я произвёл смещение этого числа вниз таблицы с шагом каждого ряда (+ 1). По этой методике все цифры увеличиваются на единицу. А каждая точка на левой части таблицы получает набор всех 10 цифр (от1 до 0). В результате общее количество цифр в таблице будет равно 240. Подобная система позволяет раскрывать зашифрованный текст с большим охватом его содержания. Представляю таблицу этой расшифровки (см. рисунок).

Данный принцип тайнописи, предложенный Пушкиным, относится к наиболее сложным системам кодирования информации. Мои трудности при расшифровке могли отразиться на качестве полученного текста. Представляю расшифрованный по рисунку Пушкина текст стихотворения:

О декабристах

«Им горе заговор таил,

И ход кровавый отразил.

Эшафот из царской мести

Стал для них мерилом чести.

Каторгой Сибирь грозила,

И врата им в ад открыла.

Оковы – стражники неволи,

Стали знаком тяжкой доли».

Царская цензура приучила Пушкина к ухищрённому тайному письму, особенно в период правления императора Николая I. У него имеются закодированные литературные произведения с побочными текстами, которые до настоящего времени не расшифрованы. А из 1500 рисунков, принадлежащих поэту, хорошо изучена только пятая часть. Сложность и трудоёмкость этого исследовательского процесса читатели смогут оценить на примере моей работы с рисунком Пушкина. Кроме того, нужно учитывать, что в кодировании своей информации поэт никогда не повторяется.

Автор Владимир Кондряков

Поделиться в соцсетях
Показать больше
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button