Социализация и самосознание
Социализация (лат. socialis – общественный) — форма человеческого научения. Представляет собой процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. Впервые систематическое исследований социальных установок провели У. Томас и Ф. Знанецкий (1918 г.).
Социальные установки — устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений.
Аттитюд (франц. attitude — поза) — готовность к выполнению какого–либо действия. Г. Олпорт определил это понятие как психическое или нервное состояние готовности, образующееся на основании опыта, которое осуществляет управляющее или динамическое влияние на реакции индивида по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми он связан. М.Б. Смит предложил рассматривать три компонента структуры аттитюда: эмотивный, когнитивный и конативный (поведенческий).
В основе социализации лежит групповая идентификация (идентификация личности) (лат. identificare – отождествлять), которая проявляется как отождествление себя с обобщенным образом члена какой–либо социальной группы или общности. За счет этого происходит принятие, часто некритическое, целей и ценностей данной группы.
Идентификация личности выступает механизмом социального научения. Это, прежде всего — установление эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, на основе чего происходит уподобление, чаще всего неосознанное, этим другим, которые становятся „значимыми другими“.
Ориентация на другого человека как на образец приводит к усвоению социального опыта. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности.
Понятие „референтная группа“ (англ. refer – относиться) введено Гербертом Хайменом (1942 г.). Это — социальная группа, по отношению к которой индивид чувствует свою принадлежность, с ней он себя идентифицирует. Она является для него источником социальных норм, ценностных ориентаций, эталонов для оценки себя и окружающих. При этом реально он может принадлежать совершенно к другой группе. Ведущими признаками референтной группы могут выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты.
Просоциальное поведение (лат. pro – приставка, обозначающая действующего в интересах кого–то и socialis – общественный) — поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп. Это — поведение, направленное на сохранение, защиту, облегчение функционирования и развития социальных общностей (другого человека, коллектива, общественной организации, культурной нормы и т.д.).
Противоположно антисоциальному и ипсоцентрическому поведению. Ипсоцентрическое поведение — форма социального поведения, которое направлено на личные цели (саморазвитие, самозащита и т.д.).
Гендерная роль. Гендерная роль (англ. gender – род, пол) — социальная роль, которая представляет собой набор специфически половых образцов поведения, которые ожидаются от мужчины и женщины. В зависимости от культуры эти образцы существенно варьируют. Также достаточно велики индивидуальные различия в следовании этим образцам (психологический пол).
Половая идентичность (лат. identicus – тождественный) (психологический пол) — соответствие поведения индивида маскулинной или фемининной гендерной роль. Осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей маскулинности — фемининности, готовность играть определенную половую роль, которая является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям.
Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности Bem Sex Role Inventory, в котором выявляется полоролевая дифференциация (маскулинная, феминная, андрогинная, нейтральная).
Маскулинность (лат. masculinus – мужской) — комплекс характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. Практически во всех культурах к этим особенностям относятся сила, стремление к успеху, самоуверенность, жестокость, интерес к предметных отношениям, ограниченная эмоциональность, заторможенная аффективность.
Маскулинность обычно противопоставляется феминности, но показано, что эти характеристики не являются взаимоисключающими и в разной степени могут фиксироваться у одного индивида.
Феминность (лат. femina – женщина, самка) — комплекс психологических особенностей, традиционно приписываемых женщине. Это — характерологические черты мягкости, готовности помочь и пр. Девиантное поведение. Девиантное поведение (лат. deviatio – отклонение) (отклоняющееся поведение)— форма поведения, которая представляет собой совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения, принятым в том или ином сообществе.
Исследования: — по мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля (аномия); — в соответствии с парадигмой Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества; — в контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность); — в теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
Аномия (происходит греч. a – отрицательная частица + nomos – закон), исследованная Э. Дюркгеймом, служит для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийств, апатии и разочарования). Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм, социальных предписаний и запретов.
При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения.
Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.
В рамках парадигмы (греч. paradeigma – образец) Р.К. Мертона (1968 г.) преступное поведение трактуется как особая форма адаптации к обществу. При разложении системы моральных ценностей, когда возникает противоречие между нормами–ценностями культуры и реальными возможностями их достижения, обусловленные существующими институтами власти и управления, индивид чувствует свое отчуждение от общества. Поэтому в его деятельности на первый план выходят эгоистические потребности. В этой теории описывается ряд типов девиантного поведения: конформизм, ритуализм, отступление, инновация и сопротивление.
Виды: — преступность, — алкоголизм и наркомания, — самоубийства, — проституция и др. Самосознание. Самосознание — форма психического отражения, которая представляет собой осознанное человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Я–концепция. Я–концепция (лат. conceptus – понятие) — система представлений человека о самом себе. Формирование Я–концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.
Основными источниками Я–концепции выступают: 1. Сравнение себя с другими; 2. Свидетельства восприятия другими; 3. Оценка результатов деятельности; 4. Переживание внутренних состояний; 5. Восприятие своего внешнего облика. Автор теории зеркального Я — Ч. Кули (1864–1929), американский социальный психолог. По его мнению, в представление человека о самом себе входят: — представления о том, каким он кажется другим людям; — представления об оценках, которые даются ему другими людьми; — интегральное чувство Я (гордость, презрение и т.д.). В соответствии с данными представлениями человек строит свои действия, что и определяет его личность.
Выполняет функции: — структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества, — мотивирования к повышению собственной значимости.
Структура. Выделяют следующие ее составляющие: — Я–физическое, как схему собственного тела; — Я–социальное, соотносимое со сферами социально интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой); — Я–экзистенциальное, как оценку себя в аспекте жизни и смерти.
К.Р. Роджерс (1902–1987), американский психолог, один из основателей гуманистической психологии ввел понятие Я–идеальное, которое образовано представлениями индивида о том, каким он должен или может стать в лучшем случае. В его теории личности выделяется две системы регуляции: на уровне Я и на уровне организма. Я–концепция представлена динамикой соотношения Я–реального, представляющего собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих, и Я–идеального, представляющего собой то, каким человек хочет быть.
На основе этих представлений им была разработана индирективная психотерапия, центрированная на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Цель индирективной психотерапии добиться перестройки Я, так чтобы оно стало открытым к принятию нового опыта.
Самооценка — элемент самосознания, как некоторая ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих достижений индивида и его личности.
А. Бандура ввел понятие самоэффективности (англ. self–efficacy) для обозначения убеждения индивида в том, что он может управлять своим поведением так, чтобы оно было эффективным.
Согласно теории Д. Бема, самовосприятие основывается на восприятии собственного поведения и обстоятельств, в которых оно совершается. В рамках работы по анализу морфологического субстрата самосознания, было проведено томографическое обследование пациентов с полной потерей собственного Я. Это позволило установить, что у них сильнее всего поражена зона, расположенная в передней части правой лобной доли головного мозга. Именно работа этого участка мозга человека обеспечивает формирование самосознания личности (индивидуальных черт, индивидуальных убеждений, вкусов, склонностей и предпочтений).
Новые данные о зарождении самосознания в филогенезе получены учеными нью–йоркского аквариума. Ими было зафиксировано, что дельфины (так же как шимпанзе и орангутаны) способны узнавать себя в зеркале. Эти данные подтверждают теорию, согласно которой дельфины обладают зачатками самосознания, которое обусловлено способностью воспринимать точку зрения на себя своих сородичей.
Теория Я Дж.Г. Мида. Дж.Г. Мид (1863–1931), американский философ, социолог, социальный психолог, под Я понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием, история социальных взаимоотношений становится структурой Я, в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля.
В основу индивидуального сознания им был положен жест, который, по его мнению, служит начальной фазой индивидуального действия и в ходе взаимодействия выступает в качестве стимула, на который реагируют другие его участники. Жест является символом, ибо предполагает наличие некоторой идеи, соотнесенной с элементами опыта индивида. При этом реакция на жест–символ не является непосредственной. Жест и реакция на него опосредствуются значением. Значение представляет собой как бы редуцированное взаимодействие, объективно существующее в сфере социального опыта взаимодействующих индивидов.
Теория самоконтроля. Теория самоконтроля (англ. self–management) (F.H. Kanfer, D. Meichenbaum) представляет собой когнитивную теорию самосознания. В ее основе лежит описание когнитивных действий, служащих для оценки личностного вклада в результативность деятельности. Циклический процесс самоконтроля начинается с само–восприятия. Это — процесс систематического наблюдения за собственным поведением.
Индивид строит образ самого себя на основе и самого поведения, представленного интроспективными данными о физиологических, перцептивных, интеллектуальных процессах, и от наблюдения следствий данного поведения в окружающем мире. На основе само–восприятия строятся само–оценивание и само–подкрепление. Следующий этап — само–оценивание. Это — процесс применения определенных критериев к данным, полученным в само–восприятии. В результате каждого отдельного акта само–оценивания выносится суждение о степени достижения ожидаемого результата.
На основе само–оценивания строится само–подкрепление. Само–подкрепление завершает процесс самоконтроля деятельности. Это — процесс, основанный на само–оценивании и представляющий собой использование самим индивидом в отношении себя поощрений (например, похвалы) за субъективно эффективное поведение и наказаний за неэффективное.
Теория Х. Кохута. Х. Кохут (1913–1981), американский психоаналитик с 1959 г. начал развивать свою психологическую теорию Я, что было инициировано работой с пациентами, имевшими „нарциссические расстройства“ (неадекватная самооценка, внутренняя неуравновешенность, трудности саморегуляции, потеря смысла бытия) и неподдававшимися традиционному психоанализу. Кохут обнаружил, что основная проблема таких пациентов заключается в неудовлетворенной потребности в уважении, одобрении и причастности другим.
Это заставило Кохут пересмотреть психоаналитические постулаты, касающиеся категории Я. В его теории Я стало рассматриваться как рефлексивная структура, выполняющая роль самоотображения и самоотношения. При этом по своей структуре Я было представлено как напряженная биполярная конфигурация, на одном полюсе которой находятся „претензии Я“ (потребность в господстве, в достижениях), на другом — „идеализированный образ родителей“ (идеализированные ценности).
В своей работе „Анализ самости“ (1971) на основе тщательных наблюдений предложил план новой психологии и психоанализа самости. Создал Чикагскую школу психотерапии, в которой основой психического расстройство рассматривался не конфликт, а недостаток эмоционального тепла в раннем детстве, компенсировать который возможно и необходимо во взаимоотношениях пациента и психотерапевта (пациентом надо восхищаться и демонстрировать уважение). Развивал представления о том, что медикаментозная зависимость может объясняться как возмещение нарушенной идеализации родителей.
Психологическая защита. Психологическая защита — стратегии по преодолению личностных трудностей, предсталвенных системой механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З. Фрейд, первый приступивший к анализу проблемы психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие.
Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься.
Виды. В результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты: — вытеснение — устранение желаний из сознания; — идентификация — повышение собственной значимости за счет единения с персонами или социальными институтами высокого социального ранга; — изоляция — отделение эмоциональной реакции от ситуации страха; — интроекция — интеграция внешних оценок и стандартов, которые могут представлять угрозу, в структуру собственного Я; — компенсация — восполнение слабости за счет чрезмерного подчеркивания желательной черты характера; — образование реакций — устранение из сознания желания при усилении внешнего поведения, соответствующего этому желанию; — отрицание — защита от неприятной реальности за счет нежелания ее воспринимать; — перенос — переадресация враждебных чувств на объект, который менее опасен, чем истинная причина этих эмоций; — проекция — переадресация своих собственных отрицательных качеств или неприемлемых желаний на других; — рационализация — попытка найти логическое основание для собственного поведения; — регрессия — снижения уровня притязаний и степени организованности деятельности; — сублимация — удовлетворение сексуальной потребности за счет заместительной деятельности (творчество); — фантазия — реализация фрустрированного желания в воображении; — эмоциональная изоляция — избегание травматических переживаний за счет уход в пассивность.
Литература: Вайнингер О. Пол и характер. М.: Форум XIX–XX–XXI, 1991; Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912; Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Социология преступности. М., 1966; Рейуовский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного „Я“ / Вестник Мос. ун–та. Сер. 14. Психология. 1981, N 1, с. 14–22; Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989; Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. М., 1925; Литература по разделу Самосознание: Бердяев Н. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990; Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986; Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях / Вопросы психологии. 1990, N 5, с. 106–111; Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм / Вестник МГУ. Психология. 1990, N 2, с. 55–58; Пошан Т., Дюма К. А. Маслоу и Х. Кохут: сравнение / „Иностранная психология“, 1993, N 1, т. 1, с. 18–27; Роджерс К.Р. К науке о личности // История зарубежной психологии: 30–60–е годы XX в. Тексты. М., 1986; Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994; Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд–во МГУ, 1989; Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983; Тобин С.А. Сравнение психоаналитической Я–психологии и личностно–центрированной терапии К. Роджерса / „Иностранная психология“, 1993, N 1, т. 1, с. 7–18; Фрейд А. Психология „Я“ и защитные механизмы. М.: Педагогика–Пресс, 1993; Фрейд З. Томас Вудро Вильсон. 28–й президент США. М.: Прогресс, 1992 (совм. с Буллит У.); Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.