Тесла для неба — увидим ли мы электрические самолеты?
Будем ли мы когда-нибудь летать без причинения экологического ущерба? Несколько фирм и регуляторов надеются, что электрическая революция в автомобилях также распространится и на небо, помогая отрасли справиться с ожидаемым бумом в полетах и сократить выбросы парниковых газов.
«Некоторые люди говорят, что нам нужно избавиться от воздушного транспорта, потому что мы никогда не сможем справиться с выбросами и шумом, но это устаревший подход», — сказал министр транспорта Норвегии Кетил Солвик-Олсен, который недавно организовал авиационную конференцию в Осло.
Норвегия, крупнейший производитель нефти и газа в Западной Европе, парадоксально является пионером в области электротранспорта. Северная нация стремится к тому, чтобы все новые зарегистрированные автомобили были с нулевой эмиссией к 2025 году и запустила первый электрический паром в начале 2015 года.
После земли и воды северное королевство теперь обращается к небу с целью электрификации всех коротких полетов за 20 лет.
«На мой взгляд, нет никаких сомнений: к 2040 году Норвегия будет работать полностью электрически», — сказал Даг Фальк-Петерсен, глава общественного оператора страны Авинор.
Тесла для неба?
Воздействие воздушного транспорта на глобальное потепление оценивается примерно в пять процентов за счет выбросов CO2 и других веществ, включая оксид азота и водяной пар.
Поскольку ожидается, что число авиапассажиров почти удвоится к 2036 году до 7,8 млрд. в год, согласно прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), воздействие авиации будет существенно увеличиваться, если ничего не будет сделано.
Между тем, авиационная промышленность стремится сократить свои выбросы CO2 вдвое к 2050 году с уровня 2005 года. В то время как международная группа Climate Action Network (CAN) заявляет, что эти цели нереалистичны, некоторые авиакомпании начинают рассматривать электромобили в качестве возможного ответа.
Небольшая региональная авиакомпания Wideroe Airlines, действующая на севере Норвегии, планирует к 2030 году обновить свой парк двухмоторных самолетов Bombardier Dash 8 электрическими самолетами.
«Производители самолетов видят, что им нужно это делать, потому что в противном случае появится новая Тесла, и займет их позиции», — сказал Фальк-Петерсен, имея в виду, как производитель электромобилей ворвался в США в традиционную автомобильную промышленность.
Оба основных производителя больших пассажирских самолетов, Airbus и Boeing изучают жизнеспособность электрических самолетов.
Airbus стремится разработать гибридную модель под названием E-Fan X и объединилась с британским производителем двигателей Rolls Royce и немецкой промышленной группой Siemens. Первый полет запланирован на 2020 год.
«Одна из самых больших проблем — это хранение электроэнергии», — сказал генеральный директор по электрификации Airbus Гленн Ллевеллин.
Как и в случае с автомобилями, производительность батарей является критическим элементом, с дополнительной проблемой, что они тяжелее топлива, и перенос их в воздух является наиболее энергоемкой частью полета.
«Но в то же время технология батарей, вероятно, является одной из самых популярных в мире, которая получает наибольшие инвестиции, поэтому она будет развиваться», — добавил Ллевеллин.
В любом месте в мире
Zunum Aero, стартап, частично финансируемый американской группой Boeing, планирует поставить на рынок 12-местный гибридный самолет к 2022 году.
«Цена, на которую мы нацеливаемся, в значительной степени соответствует обычному самолету, но стоимость эксплуатации составляет всего лишь часть, она буквально на 60-70 процентов ниже, чем эквивалентный самолет в эксплуатации прямо сейчас», — сказал основатель стартапа Мэтт Кнапп.
Ожидаемые более низкие эксплуатационные расходы на электрические самолеты, как из-за дешевой электроэнергии, так и из-за более простых двигателей, означают, что высококонкурентная авиационная промышленность может быстро их внедрить.
Airbus предложил несколько лет назад обновленные самолеты с 15-процентной экономией топлива, а поскольку реактивное топливо является основной статьей затрат для авиакомпаний, они быстро разместили заказы на самолеты, поскольку пытались опередить конкурентов.
Переход к электричеству также может обеспечить еще одно преимущество: они намного тише, что означает, что они могут выиграть от ограничений, вызванных шумом полета вблизи жилых районов.
В сочетании с тем, что электрическим самолетам не нужны такие длинные взлетно-посадочные полосы, их можно использовать в небольших аэропортах недалеко от городских центров.
Авинор сказал, что переход на электромобиль также поможет авиакомпаниям избежать любых санкций, связанных с изменением климата, которые могут налагать регулирующие органы, например, более высокие налоги и ограничения на полеты.
Норвегия считает себя хорошим испытательным стендом для электрических самолетов. «Существует множество проблем, связанных с холодными условиями, с сильными ветрами», — говорит генеральный директор Widero Штейн Нильсен.
«Но если мы сможем сделать это здесь, в Норвегии, я уверен, что электрический самолет справится с любыми условиями в любом месте в мире».