Исследование показало, что уровень образования не влияет на снижение когнитивных функций
Если посмотреть на любой список факторов, работающих против снижения когнитивных функций, там обязательно можно найти «образование». Принято считать, что чем больше времени человек тратит на образование, тем ниже риск ухудшения когнитивных функций в пожилом возрасте. Однако новое исследование не подтверждает этого.
Снижение когнитивных функций не только может ухудшить игру в шахматы, но и может серьезно повлиять на повседневную деятельность. Когда это происходит, врачи начинают говорить о деменции.
Ранее было обнаружено, что более низкий уровень образования связан с более высоким риском развития деменции. Считается, что образование позволяет человеку создать «когнитивный резерв» — своего рода буфер против снижения когнитивных функций.
Исследования показали, что образование связано с более медленным возрастным снижением некоторых важных когнитивных навыков, таких как мышление и вербальные навыки. Однако недавние выводы менее обнадеживающие.
Метаанализ (объединенные результаты нескольких связанных исследований) показал, что среднее влияние образования на снижение когнитивных функций равно нулю.
Интересно, что этот метаанализ подчеркивает, что «неоднородность между исследованиями», то есть насколько противоречивы результаты во включенных исследованиях, является существенной и в значительной степени необъяснимой.
Короче говоря, средний эффект равен нулю, но результаты сильно различаются от исследования к исследованию. И ученые не знают, почему.
Эти несколько озадачивающие результаты могут быть частично связаны с тем, как исследования были спланированы и проведены. Могут пройти годы, прежде чем снижение когнитивных функций станет очевидным, особенно среди людей моложе 60 лет. Чтобы надежно оценить скорость снижения, необходимы данные, охватывающие десятилетия. Только несколько исследований в этой области следили за участниками так долго.
Последнее исследование является одним из них. В него вошли около 2000 взрослых японцев в возрасте от 40 до 79 лет на момент начала исследования.
За участниками наблюдали около 25 лет. Их несколько раз тестировали на кристаллизованный интеллект (способность накапливать знания, факты и навыки) и подвижный интеллект (способность рассуждать и гибко мыслить).
Ученые обнаружили, что образование не влияет на темпы снижения когнитивных функций ни в одном из тестов.
Такой исход кажется контринтуитивным. Как мы видели, более образованные люди менее склонны к развитию деменции. Так почему же образование не влияет на замедления снижения когнитивных функций? В конце концов, деменция возникает, когда человек больше не функционирует когнитивно.
Возможное объяснение
Здесь могут действовать два механизма. Во-первых, хотя образование не влияет на ухудшение когнитивных функций, часто обнаруживается, что оно связано с несколько более высокими исходными когнитивными навыками, то есть до того, как начнется возрастное снижение.
Обычно люди с более высокими уровнями образования немного лучше справляются с когнитивными задачами в начале исследований, которые отслеживают людей в течение многих лет. Та же картина результатов присутствует и в последнем исследовании.
У всех людей с возрастом снижается когнитивная функция. Но если вы начнете с более высокого исходного уровня, снижение когнитивных функций займет больше времени, чтобы достичь порога деменции. В определенной степени этим можно объяснить более высокие показатели деменции у людей с более низким уровнем образования.
Другой потенциальный механизм, вероятно, более важен. Деменция связана с такими факторами, как ожирение, загрязнение воздуха и травмы головы, и эти вещи увеличивают вероятность развития деменции, вызывая повреждение головного мозга. В основном все они связаны с образованием.
Например, люди с более высоким уровнем образования в среднем богаче и поэтому обычно могут позволить себе жить в менее загрязненных и более благополучных районах.
А связь между социально-экономическим статусом и ожирением печально известна. Наконец, более образованные люди с меньшей вероятностью будут заниматься физическим трудом, который может быть сопряжен с риском получения травмы головы.
Таким образом, образование может косвенно способствовать предотвращению деменции. Хотя образование не спасает от снижения когнитивных функций, оно все же может дать преимущество в борьбе с деменцией.