В гонке жизни черепаха каждый раз выигрывает у зайца
В знаковой притче Эзоп рассказывает о гонке между быстрым, но часто отвлекающимся зайцем и медленной, но неустанной ползущей вперед черепахой
«Басня Эзопа «Черепаха и заяц» — это метафора о жизни, а не рассказ о гонке», — говорит Адриан Бежан, профессор машиностроения в Университете Дьюка. «Мы видим в жизни животных два совершенно разных образа жизни: один с почти устойчивым питанием и ежедневным сном, а другой с короткими циклами прерывистого кормления, чередующимися с длительными дневными сиестами. Оба эти образа — это ритмы жизни, которые описал Эзоп».
В знаковой притче Эзоп рассказывает о гонке между быстрым, но часто отвлекающимся зайцем и медленной, но неустанной ползущей вперед черепахой. Читатели должны удивиться, когда черепахе удается победить зайца. Но, согласно новому анализу Бежана, ничего удивительного не произошло.
В опубликованной 27 августа работе в журнале Scientific Reports, Бежан анализирует скорости передвижения животных по земле, в воздухе и в воде. Результаты показывают, что некоторые из самых быстрых животных в мире на самом деле являются одними из самых медленных, когда их движения усредняются на протяжении всей их жизни.
Затем Бежан продолжает демонстрировать, что этот контринтуитивный результат также относится к современной авиационной отрасли.
Имея данные сотен исторических моделей самолетов, Бежан показывает, что общая тенденция в их дизайне — размер и скорость, которые увеличиваются пропорционально. Кроме одного — для современного реактивного истребителя.
Как и гепард в мире животных, реактивный истребитель может быть быстрее, чем другие самолеты на коротких дистанциях, но он проводит большую часть своего времени неподвижно на земле. При усреднении за весь срок службы реактивные истребители на удивление медленны по сравнению с моделями, предназначенными для транспортировки или разведки.
Исследование появилось в результате предыдущей статьи, в которой использовалась конструктивная теория Бежана, показывающая, что скорости всех животных, как правило, растут вместе с их массой тела и придерживаются аналогичного соотношения.
Например, частота шага бегущих позвоночных имеет такое же отношение к массе животных, как и скорость плавания рыбы. Точно так же скорость бегунов соответствует тем же принципам, что и скорость полета птиц. Эти модели могут использоваться для прогнозирования будущих эволюционных тенденций и направлений проектирования для самолетов и других транспортных средств.
В отличие от самых больших животных и самолетов (слон, кит, коммерческий самолет), которые постоянно перемещаются, самые быстрые животные и самолеты проводят большую часть своей жизни в покое.
Если судить по скорости, усредненной за всю жизнь, самые быстрые «спринтеры» на самом деле являются самыми медленными (как в басни Эзопа «Черепаха и заяц»).
A. Bejan et al, The fastest animals and vehicles are neither the biggest nor the fastest over lifetime, Scientific Reports (2018). DOI: 10.1038/s41598-018-30303-1