Владимир Мау: «Единственной целью экономического роста является благосостояние человека»
В рамках «Академических бесед» ректор РАНХиГС Владимир Мау и директор Школы антропологии будущего РАНХиГС Александр Асмолов поговорили о факторе непредсказуемости будущего с точки зрения истории, экономики и психологии.
Пандемия COVID-19 породила ощущение непредсказуемости во всех сферах жизни – в экономике, обществе, психологии людей. Загадка и прогнозирование будущего, его вариативность всегда волновали человечество. В периоды стабильности у людей было ощущение, что будущее управляемо.
По меткому выражению Асмолова Асмолова, сегодня человечество чувствует себя «как ёжик в тумане». Это породило бум научных исследований и прогнозов, главный вывод которых сводится к тому, что идет глобальная трансформация всех сфер жизни, меняются критерии оценки и горизонт предсказаний. «Каждый раз, предсказывая будущее, мы занимаемся конструированием сегодняшнего дня», – сказал Асмолов.
Участники дискуссии оценили фактор непредсказуемости в экономике. По мнению ректора РАНХиГС, сейчас в рамках одного поколения происходит смена очень многих факторов технологической жизни, долгосрочный тренд на «уберизацию» экономики ведет к удешевлению целых отраслей, а показатель ВВП как мерило экономического роста перестает быть вечной категорией.
«Если раньше рост экономики отражал рост благосостояния, но последние 30-40 лет мы знаем, что экономика может расти, а благосостояние падать – Советский Союз в период ускорения, или наоборот благосостояние расти, а экономика стагнировать. Это надо учитывать при формировании экономической политики, уйти от экономического фетиша очень важно», – резюмировал Мау. Асмолов отметил, что «ВВП уже не является мерилом при сканировании будущего».
Эксперты затронули также тему влияния фактора непредсказуемости на сферу образования и мотивацию сегодняшних абитуриентов РАНХиГС. Главный вопрос – как сформировать у молодых людей, выбравших высшее образование, ощущение перспективы? По мнению Владимира Мау, универсальный рецепт – «хорошо учиться и много работать», между талантом и трудолюбием в приоритете трудолюбие – овладение неизменным набором фундаментальных знаний, к которому прилагаются навыки адаптивности, гибкость и готовность непрерывно обучаться.
Асмолов считает, что в рамках высшей школы происходит взаимообмен – ВУЗ дает шанс нынешним студентам, которые уже обладают определенным «кодом непредсказуемости», реализовать имеющийся ресурс для карьерного и личностного роста. По мнению эксперта, нацеленность образования на гуманитаризацию, развитие фантазии и воображения программирует студентов на занятие лидирующих позиций в избранной сфере.
Ректор РАНХиГС заявил, что «единственной целью экономического роста является благосостояние человека». Спикеры сошлись во мнении, что, чем богаче общество, тем больше уделяется внимание не материальным благам, а гуманитарному развитию.
Асмолов считает, что «в человековедческих областях (здоровье и образование), избыточность систем определяет их устойчивость к кризисам», поэтому на образовании нельзя экономить. Страны, которые ставят на развитие человеческого капитала, выигрывают и сейчас, и в долгосрочной перспективе.
Полное видео дискуссии: https://www.ranepa.ru/ab/nepredskazuemost-gde-ekonomika-vstrechaetsya-s-psikhologiey/
«Академические беседы» — новая онлайн-платформа РАНХиГС для проведения открытых мероприятий: экспертных дискуссий, публичных лекций и мастер-классов с участием ключевых спикеров по обсуждаемым проблемам. В рамках дискуссионного клуба эксперты Академии и приглашенные гости обсуждают самые актуальные экономические, социально-политические и культурные события.