Зачем нужны уроки литературы в школе и вузе?
В рамках проекта «Академические беседы» РАНХиГС 25 июня прошел вебинар, посвященный роли литературы в обучении школьников и студентов.
В рамках проекта «Академические беседы» РАНХиГС 25 июня прошел вебинар, посвященный роли литературы в обучении школьников и студентов.
Участниками экспертной дискуссии стали Леонид Клейн, старший преподаватель Президентской академии, начальник отдела студенческой просветительской работы, бизнес лектор, радиоведущий и Антон Скулачёв, учитель литературы гимназии 1514, председатель Гильдии словесников и член Совета по русскому языку при Президенте РФ.
В ходе вебинара участники обсудили актуальные вопросы преподавания литературы в школе и вузах. В частности, роль литературы в формировании личности подростков и молодых людей.
В этой связи Антон Скулачев отметил, что «литература как предмет нужен скорее не для воспитания гражданственности или нравственности, а, чтобы человек научился честно разговаривать с самим собой и миром». По его мнению, именно литература позволяет развить способность к саморефлексии, задает ориентиры для восприятия и реакции на события в реальном мире.
Леонид Клейн акцентировал внимание участников вебинара на роли, которую литература играет в формировании образного мышления молодых людей.
«Образное мышление, если мы достучимся до ученика, это отмычка, ключ. Вы сможете жить, дышать, говорить, вести переговоры с работодателем используя образцы, полученные из текстов», – отметил Леонид Клейн. Однако с успехом пройти это путь удается далеко не всем ученикам.
По наблюдениям Клейна в обычной школе процент читающих детей составляет обычно от 5 до 15%, причем, это не зависит от уровня доходов родителей. Накопленные в школе навыки работы с текстом, погружения в нарратив имеют важное значение для обучения в вузовской системе, где требуется способность к быстрому освоению сложных, больших текстов.
Модератор дискусси заведующая кафедрой теории и практики медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС Ксения Лученко в этой связи привела следующий пример.
«Думаю, что без Чехова и его документальной прозы невозможно научится правильно писать по-русски. Студентам тяжело, но они продираются через это и даже делают на этой основе индивидуальные проекты», – сказала Ксения Лученко.
Участники также обсудили баланс между классическими произведениями и современной литературой в учебной программе и взаимодействии между школьными и вузовскими педагогами, преподающими словесность.
Видеозапись вебинара: https://www.ranepa.ru/ab/literatura-v-shkole-i-v-universitete-komu-nuzhny-uroki-/