Ученые отслеживают зависимость от смартфонов в ходе крупнейшего в истории исследования
Новое исследование группы ученых из Канады предлагает один из крупнейших на сегодняшний день портретов использования смартфонов в мире. Опросив тысячи людей почти в 200 странах, исследование выявило неожиданно устойчивые модели использования, которые бросают вызов нынешним определениям зависимости от смартфонов.
Всего за 15 лет смартфоны стали важнейшими объектами для большинства людей во всем мире. Несмотря на невероятную распространенность этих устройств, исследователи все еще пытаются наверстать упущенное, пытаясь понять, как именно эта новая технология влияет на наше благополучие.
Ранее в исследовании, опубликованном в прошлом году, были опрошены тысячи взрослых людей в 14 странах. Ученые искали проблемные модели поведения при использовании смартфонов и обнаружили, что молодые женщины постоянно сообщают о самых высоких показателях того, что исследователи назвали PMPU (проблемное использование мобильных телефонов).
Новое исследование стремилось значительно расширить этот набор демографических данных, чтобы увидеть, являются ли аналогичные виды проблемного использования смартфонов, то есть зависимость от них одинаковыми в разных географических точках. Для этого они опросили 50 423 испытуемых в 195 странах.
Каждый испытуемый заполнил краткий опросник под названием «Шкала зависимости от смартфона – короткая версия» (SAS-SV). Опрос состоит из 10 утверждений участников, оцененных по шкале от 1 (полностью не согласен) до 6 (полностью согласен). Опрос включал в себя такие утверждения, как: «Мне трудно сосредоточиться на учебе, при выполнении заданий или во время работы из-за использования смартфона» или «Я пропускаю запланированную работу из-за использования смартфона».
Пожалуй, самым поразительным общим результатом исследования было то, что от 29 до 31% всех опрошенных получили оценки SAS-SV, которые технически классифицировали их как группу высокого риска зависимости от смартфона.
Осмотрев 41 страну с наибольшим количеством собранных данных (более 100 участников), исследование неизменно показало, что молодые женщины относятся к группе с самым высоким риском проблемного использования смартфонов. По словам соавтора исследования Джея Олсона, этот устойчивый результат оказался неожиданным.
«Подобная последовательность во всем мире позволяет предположить, что это не случайный вывод, основанный, скажем, на том, как одна страна интерпретировала шкалу… похоже, что это точный и глобальный вывод», — сказал Джей Олсон.
Глобальный масштаб исследования выявил некоторые интересные различия между регионами. Например, в Юго-Восточной Азии зарегистрирован один из самых высоких показателей проблемного использования смартфонов по сравнению с относительно низким уровнем проблемного использования в Европе. Олсон предполагает, что эти географические несоответствия могут быть связаны с сочетанием культурных различий — например, больший акцент на семейных связях, что приводит к более частым телефонным звонкам.
При это ученые прекрасно осознают ограничения данных своего исследования. Маловероятно, что треть всех пользователей смартфонов в мире являются зависимыми от своих устройств, по крайней мере, в традиционном понимании зависимости как чего-то, вызывающего существенно негативные ассоциации. Они говорят, что в настоящее время существует так много разных причин, по которым люди используют свои устройства, что будущие исследования должны будут стать гораздо более детальными в том, как регистрируется использование смартфонов.
“Менеджер по работе с социальными сетями может проводить у экрана восемь часов в день, но это не обязательно негативно скажется на вашей жизни по сравнению с кем-то, кто использует свой телефон в течение получаса с полуночи до 00:30 ночи, пытаясь заснуть”, — отмечает Джей Олсон.
Наряду с этим наблюдением он также предполагает потенциальную необходимость пересмотреть то, как мы определяем зависимость от смартфонов. Хотя SAS-SV уже почти десять лет является чрезвычайно полезным и клинически точным способом классификации проблемного использования смартфонов, некоторые данные нового исследования ставят под сомнение ценность этих категорий.
Например, согласно оценкам SAS-SV, 56% женщин университетского возраста в Канаде соответствуют критериям проблемного использования смартфона. Но тут возникает вопрос: действительно ли большая часть этой когорты страдает серьезной зависимостью от смартфонов, или эта новая технология настолько глубоко укоренилась в повседневном использовании, что нам нужно найти новые способы измерения проблемного поведения?
«Похоже, что социальные нормы изменились, и смартфоны стали действительно интегрированы в нашу жизнь», — предполагает ученый. «Возможно, не имеет смысла говорить, что среднестатистическая студентка клинически зависима от своего телефона. Возможно, дело скорее в том, что общество изменилось, и чрезмерное использование смартфона теперь стало более нормальным».
Новое исследование было опубликовано в Международном журнале психического здоровья и зависимости.