Астрономы обнаружили звезду второго поколения в нашей галактике

Считается, что самые первые звезды во Вселенной состояли только из водорода и гелия, а также малого количества лития

SMSS J160540.18-144323.1, звезда — красный гигант с низким содержанием металлов, расположенная в гало Млечного пути, на другой стороне нашей Галактики на расстоянии около 35 000 световых лет от Земли, содержит рекордно низкое количество железа, согласно новому исследованию.

Считается, что самые первые во Вселенной состояли только из водорода и гелия, а также малого количества лития. Эти элементы были созданы сразу после Большого взрыва, в то как все более тяжелые элементы появились из взрывов сверхновых.

Звезды, подобные Солнцу, которые богаты тяжелыми элементами, содержат материал из многих поколений звезд, взрывающихся как сверхновые. Поскольку ни одна из первых звезд еще не найдена, их свойства остаются гипотетическими.

Долгое ожидалось, что они будут невероятно массивными, возможно, в сотни раз массивнее Солнца, и взорвутся в невероятно мощных вспышках, известных как гиперновые.

Томас Нордландер из австралийского Национального университета и его коллеги обнаружили звезду SMSS J160540.18-144323.1 с помощью телескопа SkyMapper в обсерватории Сайдинг-Спринг. Спектроскопический показал, что содержание железа в звезде составляло всего одну часть на 50 миллиардов.

«Эта невероятно старая звезда, которая, вероятно, образовалась всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва, имеет уровень железа в 1,5 миллиона раз ниже, чем у Солнца».

Ученые предполагают, что SMSS J160540.18-144323.1 была сформирована после взрыва одной из первых звезд во вселенной.

SMSS J160540.18-144323.1, звезда — красный гигант с низким содержанием металлов. © Centre de Données astronomiques de Strasbourg / SIMBAD / PanSTARRS

Взорвавшаяся звезда-родитель видимо была не очень большой, всего в 10 раз более массивной, чем Солнце, и взорвалась весьма слабо, так что большинство тяжелых элементов, созданных в сверхновой, упало обратно в оставшуюся позади нейтронную звезду.

Лишь небольшое количество образованного железа избежало гравитационного притяжения и вместе с гораздо большим количеством более легких элементов образовало новую звезду — одну из самых первых звезд второго поколения, которая была обнаружена в настоящее время.

Смотрите также  Обсерватория Веры Рубин должна обнаруживать пять межзвездных объектов в год

«Маловероятно, что настоящие первые сохранились до наших дней», — сказал профессор Мартин Асплунд, главный исследователь ASTRO 3D в Австралийском национальном университете. «Хорошая новость заключается в том, что мы можем изучать первых звезд через их детей — звезды, которые следовали за ними, как та, что мы обнаружили».

T. Nordlander et al. 2019. The lowest detected stellar Fe abundance: the halo star SMSS J160540.18-144323.1. MNRASL 488 (1): L109-L113; doi: 10.1093/mnrasl/slz109