Сравнение COVID-19 с Черной смертью средневековья
Как и COVID-19, Черная Смерть была коварной, неприятной и невидимой, и пришла с Востока. Конечно, сегодня патоген совершенно другой, сегодня мы имеем дело с вирусом, а не с бактерией, как в прошлом.
Ниже приводится небольшая статья с вопросами и ответами от Жоэль Ролло-Костер, преподавателя истории Университета Род-Айленда, профессора средневековой истории.
Она обсуждает «Черную смерть», разрушительную глобальную пандемию чумы, которая охватила всю Европу и Азию в средние века. Ее пик которой пришёлся на 1346 -1353 годы. Она также обсуждает сходство между ней и сегодняшней глобальной пандемией COVID-19 и то, что можно извлечь из истории.
В чем сходство между Черной смертью и тем, что мы переживаем сейчас?
Как и COVID-19, Черная Смерть была коварной, неприятной и невидимой, и пришла с Востока. Конечно, сегодня патоген совершенно другой, сегодня мы имеем дело с вирусом, а не с бактерией, как в прошлом.
Было три формы Yersinia pestis: бубонная (самая распространенная), легочная и сепсис. Вы могли выжить в первом случае, вы быстро умирали во втором и третьем случаях. Люди того времени называли болезнь «Смертность», на латыни — Mortalitas.
Болезнь окружила людей, которые не могли определить, откуда она взялась … как сегодня. Люди предполагали, что это был Божий гнев, или плохой воздух (миазма), вызванный вулканами, или соединение определенных звезд.
Некоторые считали, что такие люди, как нищие или прокаженные, добровольно и целенаправленно отравили этот район.
Идея, что болезнь была в воздухе, циркулировала в то время, когда понятий «инфекция» и «инфекционные заболевания» не существовало. Люди делали маски из хорошо пахнущих трав / цветов, которые держали под носом, чтобы отразить болезнь. Это похоже на «маски» сегодняшнего дня.
Однако, в отличие от сегодняшнего COVID-19, люди в средние века не знали, что болезнь перешла от животных к людям.
В значительной степени мы сталкиваемся с той же чрезмерной реакцией и поиском козлом отпущения. Сегодня это может быть «вина китайцев», как и всяких «других» в прошлом.
Болезнь распространилась как лесной пожар в обществе, которое уже страдало от недоедания из-за нехватки продовольствия и голода 1310-х и 1320-х годов в результате изменения климата.
Как и COVID-19, «Черная смерть» затронула сосредоточенное население в городах и поселках и следовала за ходом международной торговли. В 1348 году она затронула практически всех.
Как общество оправилось от этих вспышек болезни? Каковы были длительные последствия?
В краткосрочной перспективе возникла глубокая психологическая неопределенность.
Жизнь стала считаться дешевой. Некоторые люди принимали крайние взгляды на обоих концах спектра — от гедонизма* до аскетизма**, включая группы самобичевателей, циркулирующих по городам. И, конечно же, многие искали козлов отпущения.
В более долгосрочной перспективе последствия были ошеломляющими. Потери населения были огромными, в некоторых деревнях смертность составляла 100%.
В среднем от одной трети до половины населения погибло. Демографические изменения вызвали потрясения в экономических и социальных структурах и стали сигналом конца «манориализма» и феодализма.
Люди перестали работать на землю лордов в обмен на защиту и стали получать деньги за работу. Так что это было рождение наемного труда.
Заработная плата увеличилась, как и высокий спрос на предметы роскоши. Некоторые аристократы стали бедными в результате потери ренты.
Иногда они реагировали чрезмерно и пытались усилить давление на крестьянство, которое, в свою очередь, восстало. Примерами этого могут служить французская жакерия, восстание крестьян в 1358 году.
Городские восстания, такие как Чомпи во Флоренции в 1378 году, хотели политического представительства для работающих бедняков, а восстание английских крестьян в 1381 году требовало прекращения подневольного состояния и феодализма. Все восстания были жестоко подавлены.
Структура семьи также изменилась. Мужчины стали брать замуж женщин помоложе. Кроме того, имело место гендерное разделение рабочих мест, которое приводило к тому, что женщины теряли работу, которую они обычно делали, например, производство хлеба и пива, и оно переходило к мужчинам.
Вслед за чумой развилась и всеобщая одержимость смертью — или, как ее стали называть, Ars moriendi, искусством хорошо умирать. Общество стало больше ориентировано на человека/людей, а не на потусторонний мир.
Аллегорическая концепция La Danse Macabre, или танец смерти, рассматривала универсальность смерти как нечто объединяющее богатых и бедных, старых и молодых — это был великий уравнитель.
Что мы можем узнать из этого предыдущего опыта с точки зрения того, что было сделано хорошо, а что нет?
Карантин может работать. Такие меры использовались еще в Средние века. Бояться нагнетания страха и искать козлов отпущения не стоит.
Если история — это какой-то ориентир, как вы видите, как мир справится с этим? К чему мы должны быть готовы?
Будьте готовы к социальным изменениям и призыву к выравниванию социальных расслоений.
Эти призывы будут быстро забыты после разработки вакцины — до следующей пандемии. Богатые всегда выживают лучше, чем бедные. Поэтому, зная это, постарайтесь изменить положение вещей.
*ГЕДОНИЗМ – этическое учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни.
*АСКЕТИЗМ – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала.