Астрономия и космосФизика

Астрономы обрисовывают в общих чертах, как и где найти червоточины в нашей галактике

Кротовые норы или червоточины — продукт научной фантастики — но могли ли они быть научным фактом? Удивительно, но мост между двумя удаленными точками в пространстве и времени вписывается в современные физические модели, хотя никаких доказательств их существования не было найдено до сих пор. И вот теперь исследователи из университета в Буффало обрисовали в общих чертах, как мы могли бы искать их в нашей собственной галактике.

Множество фантастических фильмов, телешоу, романов и видеоигр, так или иначе, связаны с червоточинами. Обычно они изображаются в виде туннелей, которые мгновенно соединяют две точки, разделенные огромными расстояниями, что позволяет быстро и удобно перемещаться по космосу. Иногда они позволяют путешествовать во времени, а иногда их даже используют для перемещения в другие вселенные или измерения.

Хотя они могут казаться фантастикой, червоточины на удивление правдоподобны в реальном мире. Они согласуются с общей теорией относительности Эйнштейна и могут предложить те же преимущества, что и их вымышленные аналоги, а именно: космическое путешествие быстрее света, путешествие во времени или прыжки через мультивселенную.

Конечно, только то, что их существование технически возможно, не означает, что они действительно существуют. Пока что ни один астроном не обнаружил каких-либо признаков червоточин, но, возможно, это потому, что мы не знаем, что именно искать. Теперь команда ученых из Университета Буффало обрисовала в общих чертах, как и где мы могли бы найти эти доказательства.

Ученые предполагают, что лучшим местом для поиска является центр галактики Млечный Путь. Именно здесь скрывается сверхмассивная черная дыра, называемая Стрелец А *, которая создает экстремальную гравитационную среду, в которой нуждается червоточина. И если там есть червоточина, это должно оказать заметное влияние на ближайшие звезды.

«Если у вас есть две звезды, по одной на каждой стороне червоточины, звезда на нашей стороне должна ощущать гравитационное влияние звезды, находящейся на другой стороне», — говорит Деян Стойкович, автор исследования. «Гравитационный поток пройдет через червоточину. Поэтому, если вы нанесете на карту ожидаемую орбиту звезды вокруг Стрельца А *, вы должны увидеть отклонения от этой орбиты, если там есть червоточина со звездой на другой стороне».

Исследователи определяют звезду под названием S2, которая вращается вокруг черной дыры, как лучший выбор. Возмущения на ожидаемом пути этой звезды могут стать первым свидетельством появления червоточин, если они наблюдаются в течение достаточно длительного периода времени.

Тем не менее, есть несколько проблем с идеей. Современная технология, скорее всего, недостаточно мощная, чтобы обнаружить возмущения на орбите S2, которые могут указывать на червоточину, но ученые говорят, что передовые методы наблюдений могут помочь в будущем.

Еще одна важная проблема заключается в том, что даже если на орбите S2 обнаружится какая-то странность, это не обязательно означает, что в этом виновата червоточина. Могут быть и другие объяснения, которые необходимо изучить.

Но даже если мы обнаружим доказательства того, что червоточины существуют, они не могут быть использованы в практическом смысле. Несмотря на техническую проходимость, они, вероятно, недостаточно стабильны, чтобы пропустить крупные объекты.

«Даже если червоточина проходима, люди и космические корабли, скорее всего, не пройдут», — говорят исследователи. «Нам нужен источник отрицательной энергии, чтобы сохранить червоточину открытой, и мы пока не знаем, как это сделать. Чтобы создать огромную червоточину, которая будет стабильна, нам нужно немного магии».

Еще одна большая проблема — это вопрос расстояния между Землей и центром галактики — более 26 000 световых лет. А это невероятно долгий путь для так называемого «быстрого доступа».

Исследование было опубликовано в журнале Physical Review D.