Медицина и здоровьеНейробиология

Экспериментальное лекарство от шизофрении дает многообещающие результаты

Препарат в отличие от других существующих антипсихотических лекарств не имеет многих отрицательных побочных эффектов.

Недавно опубликованная статья в New England Journal of Medicine сообщает об успешных результатах клинического испытания экспериментального препарата, предназначенного для лечения психоза при шизофрении.

Препарат в отличие от других существующих антипсихотических лекарств не имеет многих отрицательных побочных эффектов.

Развитие антипсихотических лекарств в середине 20-го века было знаковым моментом в области психиатрии. Хлорпромазин (возможно, более известный под его торговым названием торазин) преобразовал лечение шизофрении в 1950-х годах.

До того, как он был разработан, лоботомия последовательно использовалась в качестве лечения серьезного психоза.

Хлорпромазин и большинство последующих антипсихотических препаратов действуют путем блокирования дофаминовых рецепторов D2 в мозге. Уменьшение выброса дофамина в определенных частях мозга может привести к уменьшению многих острых симптомов психоза, включая бред и галлюцинации.

Однако эти антипсихотические препараты, как правило, не помогают широкому кругу других симптомов, связанных с шизофренией, и они часто приводят к ряду краткосрочных и долгосрочных побочных эффектов.

В течение последних нескольких десятилетий исследователи усердно работали над созданием новых форм антипсихотических препаратов, которые либо более конкретно нацелены на рецепторы D2, либо используют совершенно новые пути для мозга.

Например, KarXT, который нацелен на мускариновые рецепторы, в настоящее время входит в фазу испытаний 3, после сообщения об успешных ранних результатах в прошлом году.

Последний экспериментальный антипсихотик, сообщающий о положительных результатах, называется SEP-363856. Новое пероральное соединение не нацелено на рецепторы D2, но вместо этого активирует пару различных нервных рецепторов, известных как TAAR1 и 5-HT1A.

В клиническом исследовании приняли участие около 250 субъектов, которые страдали от острого приступа психоза. Когорта была выбрана случайным образом и вслепую разделена на группы активного лечения и потребителей плацебо. Пациенты получали одну суточную дозу препарата в течение четырех недель.

Эффективность в исследовании была рассчитана с использованием шкалы, называемой шкалой позитивного и негативного синдрома (PANSS).

Шкала варьируется от 30 до 210, и средний балл для субъектов в испытании, испытывающих острый психоз, составил 101. После четырехнедельного испытания средний балл PANSS для участников в группе активного лечения снизился на 17,2 балла по сравнению со средним падением в группе плацебо 9,7.

Возможно, что не менее важно, что исследование не выявило существенных различий в побочных эффектах между активной и плацебо-группами.

Это говорит о том, что экспериментальный препарат не генерирует большой объем побочных эффектов, наблюдаемых при использовании традиционных антипсихотических препаратов. Более длительные эффекты препарата все еще неясны, но 26-недельное дополнительное исследование не выявило каких-либо существенных побочных эффектов.

«В течение последних 60 лет антипсихотики, которые связываются с дофаминовыми рецепторами, были стандартом лечения, несмотря на существование побочных эффектов», — говорит Джон Кристал, соавтор нового исследования.

«Я надеюсь, что результаты для SEP-363856 поддерживают новое лечение шизофрении для людей, у которых было диагностировано это серьезное психическое состояние. SEP-363856 может оказать большое влияние на людей с шизофренией, на их семьи и на бремя общественного здравоохранения, создаваемое шизофренией».

В настоящее время проводится большая фаза испытаний 3, охватывающая несколько мест по всему миру.

В начале 2019 года SEP-363856 был предоставлен статус «Прорывная терапия» от FDA. Таким образом, хотя полное одобрение рынка на экспериментальный препарат может пройти через несколько лет, назначение предполагает, что ранние данные являются многообещающими.

Новое исследование было опубликовано в New England Journal of Medicine.

Показать больше
Back to top button