90% видов животных появились в одно и тоже время
Марк Стукл из Университета Рокфеллера в Нью-Йорке и Дэвид Талер из Университета Базеля в Швейцарии, вместе опубликовали результаты исследования, которые несомненно, если не перевернут, то заметно пошатнут устоявшуюся идею о том, как развивается эволюция.
Например, идея о эволюции говорит нам, что виды с большими, отстоящими далеко друг от друга популяциями — муравьи, крысы, люди — станут более генетически разнообразными с течением времени.
Но правда ли это?
«Ответа нет», — сказал Марк Стукл, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Human Evolution.
Для 7,6 миллиарда людей планеты, 500 миллионов домашних птиц или 100 000 куликов, генетическое разнообразие «примерно то же самое», — сказал он AFP.
Самый поразительный результат исследования, возможно, заключается в том, что девять из 10 видов на Земле сегодня, включая людей, появились от 100 000 до 200 000 лет назад.
«Этот вывод очень удивителен, и я боролся с ним так сильно, как мог», — сказал Дэвид Талер.
Такая реакция понятна: как объяснить тот факт, что 90 процентов всех животных, генетически говоря, примерно одного возраста? Было ли какое-то катастрофическое событие 200 000 лет назад, которое почти полностью стерло с лица Земли все живое?
Чтобы понять ответ, нужно понять штрих-код ДНК. У животных есть два вида ДНК. Тот, с которым мы больше всего знакомы, ядерная ДНК, передается в большинстве животных-родителями и содержит генетический план для каждого индивидуума.
Геном, состоящий из ДНК, построен с четырьмя типами молекул, расположенных в парах. У людей есть три миллиарда этих пар, сгруппированных в около 20 000 генов.
Но у всех животных также есть ДНК в их митохондриях, которые представляют собой крошечные структуры внутри каждой клетки, которые превращают энергию из пищи в форму, которую могут использовать клетки.
Митохондрии содержат 37 генов, и один из них, известный как COI, используется для штрих-кодирования ДНК.
В отличие от генов в ядерной ДНК, которые могут сильно различаться от вида к виду, все животные имеют одинаковый набор митохондриальной ДНК, что является общей основой для сравнения.
Митохондриальная ДНК также намного проще и дешевле, чтобы ее идентифицировать. Примерно в 2002 году канадский молекулярный биолог Пол Хеберт, который придумал термин «штрих-код ДНК», определил способ идентификации видов путем анализа гена COI.
«Митохондриальная последовательность оказалась идеальной для этого подхода, основанного на всех животных, потому что она имеет только правильный баланс двух противоречивых свойств», — сказал Талер.
«Нейтральные» мутации
С одной стороны, последовательность генов COI похожа на всех животных, что позволяет легко выбирать и сравнивать их. С другой стороны, эти митохондриальные фрагменты различны, чтобы различать каждый вид.
«Он почти полностью совпадает с обозначениями видов, сделанными специалистами в каждом домене животных», — сказал Талер.
При анализе штрих-кодов по 100 000 видам животных, исследователи обнаружили контрольный знак, свидетельствующий о том, что почти все животные появились примерно в то же время, что и люди.
То, что они видели, было недостатком вариаций в так называемых «нейтральных» мутациях, которые представляют собой небольшие изменения в ДНК между поколениями, которые не помогают и не вредят шансам человека на выживание.
Другими словами, они были неактуальны с точки зрения естественных и сексуальных движущих сил эволюции.
Насколько похожи или нет эти «нейтральные» мутации друг на друга, они как кольца деревьев — показывают приблизительный возраст вида. Что возвращает нас к вопросу: почему подавляющее большинство существующих сегодня видов появилось примерно в одно и то же время?
Дарвин недоумевает
Экологическая катастрофа — одна из возможностей, пояснил Джесси Аусубель, директор Программы по защите окружающей среды в Университете Рокфеллера.
«Вирусы, ледниковые периоды, успешные новые конкуренты, потеря добычи — все это может вызвать периоды, когда популяция животных резко падает», — сказал он AFP, комментируя исследование. «В эти периоды генетическая инновация может способствовать появлению нового вида».
Но последнее истинное массовое вымирание было 65,5 миллионов лет назад, когда вероятный астероидный удар уничтожил наземных динозавров и половину всех видов на Земле. Это означает, что «узкое место» популяции в лучшем случае является лишь частичным объяснением.
«Простейшая интерпретация заключается в том, что жизнь всегда развивается», — говорит Марк Стукл. «Более вероятно, что во все времена эволюции животные, жившие в тот момент, возникли сравнительно недавно».
С этой точки зрения, каждый вид живет только определенное количество времени, прежде чем он либо превратится во что-то новое, либо исчезнет. И все же вывод о том, что изучаемые виды имеют очень четкие генетические границы, весьма неожиданный.
«Если люди — звезды, то виды — это галактики», — сказал Талер. «Это компактные кластеры в просторе пустого пространства». Отсутствие «промежуточных» видов — это то, что озадачило бы Дарвина, сказал он.