Фоновая музыка сдерживает творчество
Существует ограниченная эмпирическая поддержка заявленных преимуществ фоновой музыки для творчества
В серии из трех экспериментов группа психологов из Университета Ланкастера исследовала влияние фоновой музыки на творчество.
Их результаты ставят под сомнение популярное мнение о том, что музыка повышает креативность, и вместо этого демонстрируют, что музыка, независимо от наличия семантического контента (без текстов, знакомых текстов или незнакомых текстов), нарушает творческие способности в решении проблем.
«Творчество является жизненно важным аспектом деятельности, лежащей в основе познания, такой как научные исследования или эффективные рекламные и маркетинговые коммуникации», — сказала ведущий автор доктор Эмма Нитголд.
«Фоновая музыка — это стимул, который, как известно, влияет на когнитивные способности, который также, как утверждается, повышает творческий потенциал людей для выполнения задач, связанных с умственными способностями»
«Однако мы утверждаем, что существует ограниченная эмпирическая поддержка заявленных преимуществ фоновой музыки для творчества».
В новом исследовании психологи критически рассмотрели влияние фоновой музыки на производительность, представив людям проблемы вербального понимания, которые, как полагают, связаны с творчеством.
Ученые использовали три эксперимента, включающие словесные задания, либо в тихой обстановке, либо под воздействием: (1) фоновой музыки с иностранными (незнакомыми) текстами, (2) инструментальной музыки без текстов и (3) музыки со знакомыми текстами.
Они обнаружили, что фоновая музыка «значительно ослабляет» способность людей выполнять задания, связанные со словесной креативностью, например, с поиском синонимов или общих слов.
Например, участнику было показано три слова (например, платье, циферблат, цветок), при этом требовалось найти одно связанное слово (в данном случае «солнце»), которое можно объединить, чтобы составить общее слово или фразу (т.е. , сарафан, солнечные часы и подсолнух).
«Мы нашли убедительные доказательства снижения производительности при воспроизведении фоновой музыки по сравнению с тихими фоновыми условиями», — сказал соавтор исследования доктор Нил Маклатчи. «Это может происходить потому, что музыка нарушает вербальную рабочую память».
Другой эксперимент — воздействие музыки со знакомыми текстами — нарушал творческий потенциал вне зависимости от того, поднимала ли музыка настроение, вызывала ли позитивное настроение, нравилась ли участникам, или участники обычно учились в присутствии музыки.
Полученные результаты были опубликованы в журнале Прикладной Когнитивной Психологии (Applied Cognitive Psychology).
Emma Threadgold et al. Background music stints creativity: Evidence from compound remote associate tasks. Applied Cognitive Psychology, published online February 2, 2019; doi: 10.1002/acp.3532