SpaceX успешно завершает испытания Starship второй версии
Компания SpaceX успешно завершила заключительный полет второй версии многоразовой ракеты-носителя Starship, проведя серию летных испытаний в рамках подготовки к запуску усовершенствованной версии. Запуск был осуществлен со стартовой базы Starbase в Южном Техасе в 19:23 по местному времени. Ракета вышла на запланированную суборбитальную траекторию, в ходе которой были выполнены ключевые тесты систем.
Первая ступень Super Heavy (Сверхтяжелый ускоритель), ранее использовавшаяся в полете номер 8 в марте, после разделения ступеней испытала альтернативную конфигурацию двигателей: на финальном этапе работали пять двигателей Raptor вместо трех. Ускоритель совершил управляемое приводнение в акватории Мексиканского залива вблизи Starbase.
Верхняя ступень Starship, следуя по суборбитальной траектории, аналогичной предыдущим миссиям, осуществила запуск восьми имитаторов массы спутников Starlink, а также провела кратковременный перезапуск одного из шести двигателей Raptor в космическом пространстве.
Затем ступень Starship выполнила контролируемый вход в атмосферу, в процессе которого SpaceX протестировала последствия отсутствия теплозащитных плиток в стратегически важных местах и отработала маневр под названием «динамический вираж» на поздней стадии снижения. Этот маневр планируется использовать в будущих полетах для возврата корабля на стартовую базу в случае аварийной посадки. Аппарат завершил миссию приводнением в Индийском океане спустя 66 минут после старта.
Данный запуск завершает короткую, но интенсивную историю второй версии Starship. Первые три испытания в январе, марте и мае завершились авариями, приведшими к прекращению миссий.
В первых двух случаях инциденты произошли во время подъема, а в июне верхняя ступень взорвалась на испытательном стенде во время подготовки к огневым испытаниям. Однако компания смогла восстановиться после миссии Flight 10, состоявшейся 26 августа, которая успешно выполнила все основные задачи, включая развертывание имитаторов полезной нагрузки и точное управляемое приводнение.
Следующим этапом развития станет третья версия ракеты, ориентированная на улучшение характеристик полезной нагрузки. Именно эта версия, вероятно, станет первой, достигшей орбиты после одного или нескольких суборбитальных испытательных полетов.
SpaceX планирует использовать усовершенствованную ракету для вывода на орбиту более крупных спутников Starlink нового поколения. Как заявил представитель компании Дэн Хуот во время веб-трансляции, на предприятии уже ведется активное строительство нескольких кораблей следующего поколения v3 Starship и сверхтяжелых ускорителей Super Heavy. Модернизация включает полную переработку конструкции верхней ступени, обновление двигателей Raptor и установку стыковочных адаптеров для возможности перекачки топлива в космическом пространстве.
Новая версия ускорителя Super Heavy включает модернизированный топливопровод, сопоставимый по размерам с системой ракеты Falcon 9, а также интегрированное кольцо «горячей ступени», которое будет оставаться на месте вместо сброса. Конструкция решетчатых рулей также была пересмотрена — теперь их три вместо четырех. По словам представителей компании, именно этот вариант Starship планируется использовать для всех крупных будущих проектов.
Корабль сыграет ключевую роль в лунной программе НАСА «Артемида», обеспечивая доставку пилотируемого посадочного модуля на Луну в рамках миссии Artemis 3. Хотя официально миссия запланирована на 2027 год, многие эксперты выражают сомнения в соблюдении этих сроков из-за задержек в разработке. Консультативная группа НАСА по аэрокосмической безопасности отметила на заседании 19 сентября, что миссия может быть отложена на годы из-за проблем с готовностью Starship.
SpaceX не комментировала эти вопросы во время трансляции, однако обновил информацию на своем официальном сайте, анонсировав будущие грузовые миссии на Луну с 2028 года и на Марс с 2030 года. Компания установила стоимость доставки грузов на оба небесных тела в размере 100 миллионов долларов за тонну.


