Неандерталец с мелом: древний пигмент опровергает миф о примитивности
Долгое время наши представления о неандертальцах были окрашены в мрачные, землистые тона. Их считали примитивными троглодитами, сильными телом, но слабыми духом, чье существование сводилось к бесконечной борьбе за выживание в суровом мире ледниковой эпохи. Картина, в которой не было места ни искусству, ни сложным символическим ритуалам, которые считались исключительной прерогативой Homo sapiens. Однако последние открытия в археологии все чаще заставляют нас пересмотреть этот устоявшийся стереотип. Ключевую роль в этой интеллектуальной революции играет, казалось бы, самый обыденный материал — охра, богатый железом минеральный пигмент, чья история теперь оказывается гораздо сложнее и интереснее, чем мы могли себе представить.
Недавний анализ, проведенный международной группой ученых под руководством Франческо д’Эррико из Университета Бордо, проливает новый свет на культурные практики неандертальцев. Исследователи подвергли тщательному изучению 16 образцов охры, обнаруженных на неандертальских стоянках в Крыму, датирующихся возрастом до 70 000 лет. Применяя современные методы, такие как сканирующая электронная микроскопия и портативный рентгеновский анализ, ученые смогли не просто определить состав пигментов, но и реконструировать способы их применения, прочитав по микроскопическим следам историю каждого артефакта.
Наиболее поразительной находкой стал один из фрагментов желтой охры, относящийся к микокской археологической культуре. Этот объект был намеренно обработан и приобрел форму, напоминающую современный мелок. Детальный анализ его поверхности показал, что кончик этого «карандаша» неоднократно затачивался и использовался снова, что свидетельствует о его долгой и целенаправленной эксплуатации.
Исследователи уверенно заявляют, что такая форма не является результатом случайного износа — она была придана ему специально для функции нанесения знаков. Это прямое указание на то, что неандерталец, державший этот предмет в руках, занимался рисованием или созданием разметки на каких-то поверхностях, то есть деятельностью, выходящей за рамки утилитарных потребностей.
Два других фрагмента охры дополняют и укрепляют эту гипотезу. На одном из них были обнаружены гравированные узоры, полированные участки и специфические сколы, явно указывающие на использование в качестве инструмента для нанесения знаков. Третий демонстрировал микроскопические следы многократного шлифования и заточки, аналогичные первому «мелку», что говорит о его продолжительном использовании в аналогичных целях.
Совокупность этих данных позволила ученым сделать уверенный вывод, изложенный в журнале Science Advances: преднамеренное формирование инструментов, их долговременное использование и наличие гравировок однозначно свидетельствуют о том, что по крайней мере часть охряных материалов применялась неандертальцами в символических действиях.
Значение этих открытий трудно переоценить. Во-первых, они предоставляют одни из самых ранних и убедительных доказательств существования символического поведения у неандертальцев. Способность создавать и использовать предметы для передачи смысла, будь то нательные рисунки, украшение одежды или наскальная живопись, является краеугольным камнем сложного мышления, абстрактного познания и культуры.
Во-вторых, эти находки стирают некогда непреодолимую границу между неандертальцами и ранними Homo sapiens. Они наглядно демонстрируют, что наши эволюционные собратья были способны на схожие культурные практики, обладали эстетическим чувством и, возможно, своей собственной системой символов. Это окончательно опровергает устаревший стереотип о неандертальце как о простом и грубом пещерном жителе, открывая перед нами новый, гораздо более богатый и сложный портрет вида, который был не тупиковой ветвью, а полноценной и творческой частью человеческой истории.


