ПсихологияУчеба и образование

Прослушанная книга — не значит прочитанная. Почему мы меньше запоминаем на слух?

По словам исследователей, воспринимать контент можно обоими способами, но чтение имеет некоторые преимущества.

В нашу эпоху, когда время стало самым ценным ресурсом, многие стали мастерами многозадачности. Мы поглощаем тонны информации, совмещая это с рутиной: слушаем подкасты в пробках, сопровождаем аудиокнигами уборку и пробежки. Кажется, мы нашли панацею от вечной нехватки времени для самообразования. Но так ли это на самом деле? Когда речь заходит о серьезном изучения темы, например, через научно-популярную книгу, встает ключевой вопрос: равноценна ли прослушанная книга прочитанной? Одинаково ли наш мозг усваивает информацию через уши и глаза? Ответ, как выясняется, далеко не так однозначен, и он кроется в тонкостях работы нашего внимания, памяти и контроля над процессом познания.

Согласно данным исследований, популярность аудиоформата продолжает расти, охватывая значительную часть активного населения. Однако вопрос эффективности обучения через слушание по сравнению с чтением остается открытым и сложным для измерения. Как подчеркивает Марте Пупе Стёйва, аспирантка Университета Ставангера, и чтение, и слушание могут служить обучению, но делают это по-разному. Каждый формат имеет свои уникальные преимущества: чтение позволяет глубже погрузиться в структуру письменной речи и правописание, в то время как прослушивание помогает улучшить навыки восприятия устной речи, такие как произношение и интонация.

Ключевое различие заключается в том, как мы взаимодействуем с текстом. Новое исследование показывает, что чтение — это активный и нелинейный процесс. Студенты инстинктивно делают паузы, чтобы обдумать прочитанное, возвращаются к сложным абзацам, выделяют ключевые моменты и контролируют скорость потребления информации. Это дает читателю полный контроль над темпом и глубиной погружения. В случае с аудиоформатом такой уровень контроля существенно ограничен. Хотя современные приложения и позволяют перематывать и регулировать скорость воспроизведения, сам поток информации является непрерывным и заданным извне, что затрудняет подобные «микропаузы» для осмысления.

Еще одним критически важным фактором является контекст. Нейробиологические исследования, такие как проведенное в 2019 году, показывают, что при исключении внешних факторов (когда участники лежали неподвижно в сканере) активность мозга при чтении и прослушивании одного и того же текста была очень схожей. Однако в реальной жизни мы редко что-то слушаем, не занимаясь ничем другим.

Многозадачность — будь то вождение, готовка или спорт — задействует дополнительные когнитивные ресурсы, что неизбежно снижает концентрацию на содержании аудиоматериала. Чтение же, по своей природе, требует физической и умственной сосредоточенности, что минимизирует отвлечение и способствует более глубокому усвоению.

Сложность текста также играет решающую роль. Как отмечает Марте Стёйва, чем сложнее материал, тем больше преимуществ дает чтение. Мозг автоматически адаптирует стратегию и скорость чтения в зависимости от понимания, тогда как в аудиоформате этот процесс гораздо менее гибкий. Это может объяснять результаты исследования 2010 года, где группа, слушавшая подкаст, показала значительно худшие результаты в тесте на понимание по сравнению с группой, которая тот же текст читала.

Вивиан Кьелланд, доцент Университета Агдера и эксперт по методам обучения, в целом согласна с этим анализом. Исходя из своего опыта, она отмечает явную разницу в запоминании деталей, особенно в таких областях, как анатомия, где требуется усвоить множество специфических понятий. Она ссылается на масштабное метаисследование 2022 года, главный вывод которого гласит: чтение превосходит слушание по эффективности понимания при условии, что читатель может контролировать скорость. Возможность вернуться, перечитать и дать мозгу время на обработку сложных моментов является неоспоримым преимуществом письменного текста.

«Даже если книга или подкаст интересны, вы быстро забудете то, что усвоили, если не будете возвращаться к ним снова и снова», — говорит Вивиан Кьелланд.

Тем не менее, Вивиан Кьелланд не списывает аудиоформат со счетов. Она предполагает, что современное молодое поколение, выросшее в насыщенной аудиосреде, могло развить более эффективные стратегии слухового обучения. Кроме того, аудиокниги и подкасты остаются незаменимым инструментом для людей с нарушениями чтения или зрения.

Однако, независимо от формата, оба эксперта сходятся в одном: пассивное потребление информации обречено на быстрое забвение. Кьелланд подчеркивает, что ключ к долгосрочному запоминанию лежит в активном вспоминании. Просто прочитать или прослушать книгу недостаточно.

Необходимо предпринимать сознательные усилия, чтобы извлечь знания из памяти — пересказать содержание кому-то или даже самому себе, обсудить его, сделать конспект. Каждый такой акт извлечения информации укрепляет нейронные связи и превращает мимолетное впечатление в прочное знание. Таким образом, выбор между чтением и слушанием может определяться обстоятельствами, но последующая активная работа с материалом является безусловным залогом настоящего обучения.

Источник
Science NorwayReview of Educational ResearchJournal of Neuroscience (2019)
Показать больше
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Первые
Последние Популярные
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button