Наскальные рисунки показывают, что люди делали веревки для лазания в доисторической Испании
Наскальные рисунки, найденные в восточной Испании, показали невероятно четкое изображение одного из наших древних предков, поднимающегося по веревочной лестнице, чтобы добраться до пчелиного улья. Теперь новый анализ этого и подобных произведений искусства позволил археологам лучше понять сложные методы изготовления веревок, которыми владели эти доисторические общества.
Изготовление канатов — особенно сложная традиция, которую трудно проследить в археологических записях.
Сами веревки в основном были сделаны из скоропортящихся материалов, поэтому сохранилось очень мало примеров объектов, для изготовления которых они использовались, и у археологов также нет большого количества свидетельств того, как они были изготовлены.
Самое четкое художественное изображение использования веревки, найденное на сегодняшний день в Европе, было обнаружено в испанской пещере еще в 2021 году. Поразительно четкое изображение показывает человека, поднимающегося вверх по веревочной лестнице, чтобы попытаться добраться до улья, или, точнее, ценного меда внутри, – примерно 7500 лет назад.
Описывая сцену, исследователи сказали: «На ней альпинист с четкими чертами лица взбирается по веревочной лестнице, состоящей из веревочных петель. Эта сцена демонстрирует продвинутое использование техники изготовления веревки, а также глубокое знание техники лазания».
Теперь, под руководством Мануэля Беа из Университета Сарагосы, команда ученых вернулась к невероятной находке, используя ее и другие примеры подобного искусства, чтобы попытаться собрать воедино как можно больше информации о технологиях изготовления веревок, которые предпочитали древние люди.
Левантийское наскальное искусство уникально для этого периода времени и для этой части Европы, и к настоящему времени зарегистрировано более 1000 его образцов. Как поясняют авторы, «это натуралистическое искусство с сильным повествовательным компонентом, в котором люди (мужчины, женщины и даже дети) и их материальная культура (весьма разнообразный инструментарий, включая лук, стрелы, колчаны, бумеранги и сумки, а также как всевозможные украшения, одежда, аксессуары для волос и т. д.) участвуют в динамичных сценах, которые сегодня мы описываем как охота, война, социальные представления или собрания, среди прочего».
Исследователи каталогизировали ряд наскальных рисунков, на которых в той или иной форме изображены веревки, большинство из которых связано со скалолазанием.
Они отметили, что большинство этих изображений были найдены только в двух географических районах: горном массиве Меастразго и массиве Каройг на востоке Испании. Это явление ранее наблюдалось в левантийском наскальном искусстве, причем определенные темы встречались только в определенных регионах, что, по мнению авторов, могло быть свидетельством территориального поведения древних людей.
Хотя на некоторых произведениях искусства изображены люди, карабкающиеся по жестким конструкциям, таким как стволы деревьев, на многих изображены фигуры, карабкающиеся по гибким материалам, и некоторые из них, по словам авторов, можно однозначно интерпретировать как веревки и веревочные лестницы.
«Эти гибкие системы изображены более тонкими волнистыми линиями, намекающими на их пластичность и приспособляемость к форме ландшафта, по которому они взбираются», — пишут ученые. «Изображенные образцы намного длиннее, чем предыдущие типы, некоторые из них имеют длину более 1 метра, что, учитывая масштаб чертежей, может равняться 25 метрам в реальной жизни».
Создание и безопасный подъем по этим веревочным лестницам потребовало бы большого мастерства и очень много времени. Их нужно было закрепить и повесить сверху, а в некоторых сценах даже показано снаряжение альпиниста, оставленное внизу лестницы.
Самая сложная конструкция лестницы изображена в сцене, обнаруженной два года назад — стремянная лестница с опорами для ног, созданными путем завязывания веревки. Невероятно, но эта же техника (хотя и с другим сырьем) до сих пор используется в альпинизме.
Трудно сказать наверняка, почему наши предки так ценили мёд , что утруждали себя сооружением сложных лазающих приспособлений и совершением сложного восхождения к улью.
Известно, что продукты пчеловодства имеют культурное и кулинарное значение, уходящее корнями в глубь веков, с изображениями людей, ищущих ульи, во многих других формах наскального искусства со всего мира.
«Мед и пчелиный воск, должно быть, имели множество применений в левантийских обществах, став настолько ценными, что приходилось тратить много времени и усилий на изготовление таких больших веревок и на изображение такого рода сцен», — заключают авторы. «Древние люди также разработали и улучшили системы лазания, позволяющие им буквально висеть над пустотой».
Исследование опубликовано в Кембриджском археологическом журнале.