Государственная Дума

0 105

Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) Государственная Ду­ма состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Де­путатом Государственной Думы может быть избран гражданин Рос­сийской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участво­вать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
В настоящее время действует Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации»2. В соответствии с этим Законом выборы депутатов Государственной Думы осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право из­бирать в Государственную Думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Государственной Думы мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты.
Федеральный избирательный округ, по которому избираются де­путаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации.
Согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся:
— дача согласия Президенту РФ на назначение Председате­ля Правительства РФ;
— решение вопроса о доверии Правительству РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности Предсе­дателя Центрального банка России;
— назначение на должность и ос­вобождение от должности Председателя Счетной палаты и полови­ны состава ее аудиторов;
— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
— объявле­ние амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
— в соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции.
При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собра­лась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Деятельность Государственной Думы основывается на принци­пах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Заседания Государ­ственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.
 
Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации

— Законодательные (представительные) органы власти республик в составе РФ
Законодательными (представительными) органами власти рес­публик в составе Российской Федерации являются их парламенты, пришедшие на смену Верховным Советам этих республик.
Именуемые в разных республиках по-разному (Народное Собра­ние, Государственное Собрание, Верховный Совет, Законодательное Собрание, Государственный Совет, Парламент и т. Д.), все они явля­ются представительными органами соответствующих республик, олицетворяющими парламентскую демократию в этих республиках, в условиях которой формирование политической воли их народов возлагается на народное представительство.
Все парламенты являются также законодательными органами со­ответствующих республик, обладающими полной и ничем не огра­ниченной в рамках Конституции РФ, конституций соответствующих республик компетенцией в сфере законодательства, которая означа­ет, что ни один закон республики в составе Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламен­том этой республики.
Парламенты республик в составе Российской Федерации избира­ются на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или на пять лет. Их чис­ленный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 де­путатов (Татарстан). Порядок формирования и численный состав парламентов республик в составе Российской Федерации определя­ются конституциями этих республик и законами о выборах их парла­ентов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»2.

Компетенция парламентов республик в составе Российской Фе­дерации складывается из следующих основных групп полномочий:
— конституционное строительство; экономическое и социально-куль­турное строительство; внешние сношения.
В области конституционного строительства парламенты респуб­лик в составе Российской Федерации:
— принимают конституции и вносят в них изменения и дополне­ния;
— принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и допол­нения;
— осуществляют контроль за соблюдением и исполнением консти­туций и других законов республик, единообразным применением за­конодательства;
— принимают решения по вопросам государственного устройства; решают вопросы об изменении границ республик; принимают решения о проведении республиканских референду­мов;
— назначают выборы депутатов и утверждают составы центральных избирательных комиссий республик;
— наделяют гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица республики;
— дают согласие на персональные назначения президентами пред­седателей правительств и их членов;
— утверждают структуры органов исполнительной власти; дают согласие на назначение прокуроров республик Генераль­ным прокурором РФ;
— избирают конституционные суды, дают согласие на назначение судей верховных судов, арбитражных судов республик;
— назначают председателей национальных банков республик по со­гласованию с Центральным банком России;
— принимают отставки, отстраняют от должности президентов рес­публик;
— объявляют, продлевают и прекращают состояние чрезвычайного положения, а также утверждают или отменяют решения президентов республик о введении чрезвычайного положения;
— устанавливают государственные награды и почетные звания. В области экономического и социально-культурного строительства парламенты республик в составе Российской Федерации: определяют внутреннюю политику республик; утверждают перспективные государственные планы, важнейшие республиканские программы экономического и социального разви­тия;
— обсуждают и принимают государственные бюджеты республик и осуществляют контроль за их исполнением.
В области внешних сношений парламенты республик в составе Российской Федерации определяют международные связи этих рес­публик; ратифицируют и денонсируют международные договоры.
Большинство республиканских парламентов являются однопа­латными. Исключение составляют Государственное Собрание Баш­кортостана, парламент Кабардино-Балкарии, а также Государствен­ное Собрание Республики Саха (Якутия), имеющие две палаты.
 
— Законодательные (представительные) органы власти краев,областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Законодательными (представительными) органами власти краев областей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов являются думы, собрания и т. д. этих субъектов Фе­дерации (например, Московская городская Дума, Законодательное собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т. д.). Эти органы избираются на основе всеобщего равного, прямого изби­рательного права при тайном «голосовании в соответствии с Феде­ральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах органи­зации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации» и уставами, а также законами соответствующих субъектов Федера­ции. Срок полномочий депутатов законодательных (представитель­ных) органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации не может превышать пять лет.
Число депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти краев, областей, городов федерального зна­чения, автономной области, автономных округов устанавливается уставами этих субъектов Федерации, а число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законо­дательным (представительным) органом государственной власти со­ответствующего субъекта самостоятельно.
Законодательные (представительные) органы регионов:
— утверждают бюджет, принимают решения о введении или отмене налогов, сбора пошлин и иных видов платежей, установлении льгот и преимуществ по налогам и платежам в бюджет;
— регулируют условия размещения займов, облигаций, лотерей;
— утверждают программы государственной экономического, соци­ального, культурного и национального развития;
— регулируют порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных доходов региона, заслушивают отчеты об их исполне­нии, регулируют порядок приватизации, владения, пользования, распоряжения и управления объектами собственности;
— утверждают региональные программы приватизации объектов региональной и муниципальной собственности;
— осуществляют передачу региональной собственности в собствен­ность местного самоуправления;
— регулируют порядок предоставления и изъятия земельных участ­ков под объекты федерального, межрегионального и регионального значения, использования иных природных ресурсов, охраны объек­тов природы;
— регулируют в соответствии с федеральным законом вопросы ох­раны и использования объектов, имеющих историческую, культур­ную и научную ценность, памятников истории и культуры, располо­женных на территории соответствующего региона;
— предоставляют дотации, субвенции, займы из средств бюджета действующим органам местного самоуправления и т. д.
Законодательные (представительные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов осуществляют международные связи этих субъектов Федерации, ратифицируют и денонсируют междуна­родные договоры и соглашения.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x