РЯД

0 62

РЯД (араб. силсила) – понятие, использовавшееся в классической арабо-мусульманской философии при обсуждении вопросов упорядоченности сущего, возможности его существования, причинности. Понятие ряда связано с понятиями конечности, бесконечности, предела (ниха̄йа), совокупности (джумла, кулл, джамӣ‘).
Ряд состоит из «членов» (’а̄х̣ а̄д), расположенных строго один после другого. «Следование» (та’ах̱х̱ур) и «предшествование» (так̣аддум) составляют отношения членов ряда между собой. Если они определены для всех членов, ряд является «упорядоченным» (мураттаб). Различают ряд, члены которого «собираются» (иджтим а̄‘), и такой, члены которого не собираются воедино. Под первым обычно понимают конечный ряд, члены которого существуют одновременно, под вторым – бесконечный ряд, либо реально существующий (временнóе сущее, возникновение и гибель которого образуют бесконечную череду), либо абсурдную бесконечную регрессию или рекурсию обоснования (напр., обоснование «возможности» сущего ее собственной «возможностью» и т.д. или обоснование «необходимости» сущего его «существованием», и наоборот). Рациональность и доступность познанию связываются с конечностью ряда, тогда как его бесконечность используется в доказательствах от противного как признак абсурда.
Конечное число членов какого-либо ряда называется «совокупностью». Отрицание «совокупности» означает признание бесконечности. В этих терминах уже среди мутазилитов обсуждался вопрос о конечности и бесконечности «познаваемого» Богом и «подвластного» ему, т.е. вещей мира, причем большинство склонялось ко второму мнению. При обсуждении проблемы обоснования характеристик отдельного сущего некоторые прибегали к бесконечной регрессии «смыслов», отрицая наличие их «совокупности». В арабоязычном перипатетизме понятие ряда использовано для доказательства конечности «вертикальных» причинно-следственных связей (от Первой Причины к единичному сущему), в отличие от бесконечности «горизонтального» чередования единичного временнóго сущего, возникающего в ограниченной материи мира. Как доказывает Ибн Сӣн а̄, ряд «возможного» (мумкин), чтобы существовать, обязательно должен иметь предел, причем этот предел характеризуется самостной «необходимостью», благодаря которой необходима и вся совокупность, оказывающаяся т.о. ограниченной, с одной стороны, единичным сущим, а с другой – Первым Сущим. Первый и последний члены ряда называются его «краями» (т̣араф). Особое значение имеет тот из них, который служит началом ряда, будучи только причиной, но не следствием. Ограниченность ряда, далее, связывается с конечностью его членов. Ас-Сухравардӣ доказывает, что ограниченный упорядоченный ряд необходимо конечен по числу членов, и распространяет это положение, помимо причинно-следственного ряда, на ряд «аспектов» (х̣айс̱иййа) любого тела, ряд тел и ряд любого пространства. В исмаилизме традиционное понятие вертикального причинно-следственного ряда сущего дополняется понятием «Второго Предела». Под ним понимается совокупная форма, которую в конце времен образуют души праведников и которая будет подобна «Первому Пределу» – началу ряда, Первому Разуму. Ряд сущего, т.о., понимается как принципиально открытый и незавершенный не только в «горизонтальном», но и «вертикальном» аспекте. В то же понятие «совокупности», хотя и сохраняет у ал-Кирма̄нӣ признаки ряда, обозначает нечто единое, снимающее дискретность своих членов: в совокупности рядоположенных и обосновывающих один другого атрибутов Первого Разума выделяется абсолютное начало (жизнь), служащее основой всему прочему, но Первый Разум обладает каждым атрибутом «по совокупности», а не как отдельным.
Рядоположенность можно считать фундаментальной интуицией арабо-исламской мысли, заявляющей о себе не только эксплицитно. Она, безусловно, лежит в основе и понимания вечности в ее отношении ко времени: вечность представляется в образе двух векторов, направленных в прошлое и будущее из точки настоящего и образующих соответственно вечность-’азал и вечность-’абад (см. Вечность). Эти два вектора вкупе образуют бесконечную линию, которая может быть размечена строго рядоположенными атомарными моментами времени (для калама и суфизма), маркирующими возникновение и гибель временнóго сущего. Интуиция рядности играет парадигмальную роль и в понимании континуального, а не только дискретного: хотя пространство мыслится в арабоязычном перипатетизме и ишракизме (наряду с исмаилизмом) как континуальное, понятие «край» (т̣араф) используется Ибн Сӣной для определения «направления» (джиха; см Пространство), а ас-Сухравардй доказывает конечность «измерений» пространства так же, как конечность причинно-следственного ряда.
А.В.Смирнов
 

Смотрите также  ХОКИНГ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x