ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

0 87

 
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как–либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
 
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Статья 6
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту, от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 10
Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
 
Статья 11
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого–либо деяния или за бездействие, которые во их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

 
Статья 12
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе
местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
 
Статья 14
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.
 
Статья 15
1. Каждый человек имеет право на гражданство
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Статья 16
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
 
Статья 17
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
 
Статья 20
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую–либо ассоциацию.

Статья 21
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной
непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Статья 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
 
Статья 23
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой–либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
 
Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 27
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Статья 28
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
Статья 29
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
 
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
 
Статья 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
 
 
Приложение 2

Смотрите также  Конкуренция уголовно-правовых норм имеет место в тех случаях, когда содеянное подпадает под две или более нормы, а применить нужно одну, поскольку совершено одно преступление

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (1959)
1. Ребенку должны принадлежать все указанные в на­стоящей Декларации права. Эти права должны при­знаваться за всеми детьми без исключений и без раз­личия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального проис­хождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося ребенка или его семьи.
2. Ребенку законом или другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставле­ны возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умствен­но, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обес­печение интересов ребенка.
3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здо­ровый рост и развитие, с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на над­лежащее питание, жилище, развлечение и медицин­ское обслуживание.
5. Ребенку, который является неполноценным в физи­ческом, психическом или в социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, обра­зование и заботы, необходимые ввиду его особого со­стояния.
6. Ребенок для полного и гармоничного развития его лич­ности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответ­ственностью своих родителей и во всяком случае в ат­мосфере любви, моральной и материальной обеспечен­ности: малолетний ребенок не должен, кроме тех слу­чаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих до­статочных средств к существованию. Желательно, что­бы многодетным семьям предоставлялись государствен­ные или иные пособия на содержание детей.
7. Ребенок имеет право на получение образования, ко­торое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которо­му он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а так­же сознание моральной и социальной ответственнос­ти и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответствен­ность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; и органы публич­ной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы спо­собствовать осуществлению указанного права.
8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть сре­ди тех, кто первым получает защиту и помощь.
9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небреж­ного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достиже­ния надлежащего возрастного минимума, ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умствен­ному или нравственному развитию.
10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспи­тываться в духе взаимопонимания, терпимости, друж­бы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его и спо­собности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Тема 3. Национальные стандарты и механиз­мы защиты и охраны детства в Республике Бе­ларусь
 
1. Конституция Республики Беларусь (1994) как га­рант государственной политики по охране и защи­те детства.
2. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (1993, 2000). Механизмы защиты прав ребён­ка.
3. Целевая Президентская программа « Бела­руси» (2006–2010).
Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 гг.
4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье как нормативный акт по охране и защите детей. Другие нормативные акты, содержа­щие статьи о правах ребёнка (УК, КЗОТ, АК, ЖК и др.).
5. Защита прав детей как основная функция На­циональной комиссии по правам ребёнка.
 
Рекомендуемая литература
 
1. Защита прав ребенка в Республике Беларусь: сб. нормат. правовых актов: текст по сост. на 15 декабря 2009 г. – Минск: Дикта, 2010. – С.3–22.
2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: 9 июля 1999 г. № 278-3. – Минск: Амалфея, 2010. –168 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
4. Об общем среднем образовании: Закон Респ. Беларусь от 5 июля 2006 г. № 141-3: принят Палатой представителей 14 июня 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г. // Настаунiцкая газета. – 2006. – 18 июля. – С. 2–3.
5. О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XXII, в ред. от 25 октября 2000 № 440-3, с изм. и доп. на 10 ноября 2008 г. № 451-3: одобрен Советом Респ. Беларусь 12 октября 2000 года // Адукацыя i выхаванне. – 1992. – № 6–9.
6. Положение о Национальной комиссии по правам ребёнка // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. – № 8. – С.
7. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 26–31.
1. Конституция Республики Беларусь (1994) как га­рант государственной политики по охране и защи­те детства.
В нашей республике права ребенка закреплены на конституционном уровне. Конституция – главный закон государства, являющийся правовой основой для принятия других законодательных актов в стране.
Конституция Республики Беларусь включает 9 разделов:
Раздел I. Основы конституционного строя.
Раздел содержит 20 статей, раскрывающих вопросы гражданства в РБ, символов государства и его территории, государственных языков, свободы вероисповедания, государственной и частной собственности, верховенства права, деятельности политических партий и т.д.
Раздел II. Личность, Общество, Государство.
Включает 43 статьи, касающиеся вопросов равенства прав перед законом и отражающие основные права граждан РБ: право на жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности, неприкосновенность жилища, свободу мнений и убеждений, свободу митингов и демонстраций, свободу объединений, участие в управлении делами общества и государства, избирать и быть избранным в государственные органы и т.д.
Далее структура Конституции выгладит следующим образом:
Раздел III. Избирательная система. Референдум (15 статей).
Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, Суд (38 статей).
Раздел V. Местное управление и самоуправление(9 статей).
Раздел VI. Прокуратура. Комитет Государственного контроля(7 статей).
Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь (5 статей).
Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения(4 статьи).
Раздел IX. Заключительные и переходные положения(6 статей).
Основные положения государственной политики РБ в отношении семьи и детей раскрываются в ряде статей разделаII.«Личность, Общество, Государство». Например, статья 32 гласит следующее: «Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.
Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.
могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.
Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.
Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие.
Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии».
В ряде других статей раздела также уделяется внимание несовершеннолетним. Так в статьях 41 и 42 говорится о праве граждан на труд, при этом отмечается, что « и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности» (статья 42). Статья 43 провозглашает право граждан на отдых, статья 44 – право на собственность, статья 45– на охрану здоровья и бесплатное лечение, статья 48 – на жилище, статья 49 – на образование, при этом отмечается, что «Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях».
Ряд статей раздела II раскрывают правовые основы защиты прав граждан. Так статья 62 гласит следующее: «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств».
Как отмечено в разделе VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения», Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция (статья 137). Таким образом, подчеркивается ведущая роль данного правового документа в обеспечении прав граждан, в том числе и несовершеннолетних граждан в стране, приведение в соответствие с основными положениями Конституции всех нормативно-правовых документов и законодательных актов, в числе которых и Закон РБ «О правах ребенка».
2. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (1993, 2000). Механизмы защиты прав ребён­ка.
12 февраля 1993 г. Республика Беларусь, согласно статье 44 Конвенции, предоставила первоначальный доклад о принятых ею мерах по реализации положений Конвенции Комитету по правам ребенка. Комитет на своей 5-й сессии рассмотрел первоначальный доклад Беларуси и принял заключительные замечания, в которых содержались предложения и рекомендации относительно повышения эффективности защиты прав детей в государстве. В частности, Комитет рекомендовал подготовить национальный план действий в интересах детей; учредить постоянный орган контроля за осуществлением прав ребенка; обратиться за технической помощью к Детскому фонду ООН, Всемирной организации здравоохранения.
Замечания, сделанные Комитетом, были учтены Республикой Беларусь в ее последующей нормотворческой деятельности в области защиты прав детей. Так осенью 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», который вступил в действие 11.12.1993 г. После принятия Закона в республике началось повсеместное целенаправленное ознакомление детей с их правами в ходе учебно-воспитательного процесса. В 1995–1996 учебном году в школах Беларуси был введен спецкурс «Права ребенка» объемом 10 учебных часов в каждом классе.
Закон «О правах ребенка» основывается на положениях Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Беларусь и определяет правовой статус детей, обеспечивая их физическое, нравственное и духовное здоровье, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. Закон включает 5 разделов:
Раздел I. Общие положения (задачи закона; органы охраны прав и интересов ребенка; равноправие детей). Далее раскрываются права детей на и охрану здоровья; гражданство; неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия; свободу вероисповедания и выражения мысли, необходимый уровень жизни; бесплатный проезд, обязанности ребенка.
Так, например, в статье 3 этого раздела отмечено, что, права ребенка и их защита обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей. Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь. Особо внимание в разделе отводится защите ребенка от насилия. Так в статье 9 отмечается, что государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психо-тропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера. Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган. Раздел II. Ребенок и семья отражает права ребенка на проживание в семье, имя, жилье, имущество; ответственность семьи за ребенка; социальную защиту семьи государством.
Так, например, в статье 17 говорится о том, что родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь. Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь. Раздел III. Ребенок и общество включает права ребенка на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, свободу объединений и участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре, а также право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции. Например, в статья 27 касается взаимодействия с ребенком в образовательно-воспитательных учреждениях и говорит следующее: «Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждения поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение. Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь». Раздел IV. Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях отражает права детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов, детей с недостатками умственного или физического развития; детей-беженцев и детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф; также раскрывает содержание и воспитание детей в интернатных и специальных воспитательных учреждениях.
Особе внимание уделяется в главе защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Этому посвящена статья 29, в которой говорится следующее: «Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право наособую заботу со стороны государства. Органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью). Государство оказывает материальную поддержку таким семьям в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При невозможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на усыновление (удочерение) гражданам Республики Беларусь либо на усыновление (удочерение) его родственникам допускается его усыновление (удочерение), установление опеки (попечительства) в интересах ребенка гражданами другого государства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В этом случае за ребенком сохраняются права на гражданство, имущество, жилье в соответствии с законодательством Республики Беларусь.Не допускается получение неоправданных финансовых выгодвследствие усыновления (удочерения) или опекунства (попечительства). В интересах ребенка оценка его здоровья, условий проживания в семье усыновителя, опекуна (попечителя) осуществляется органами опеки и попечительства строго конфиденциально. Ребенок, достигший четырнадцати лет, имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки государства и осуществления контроля со стороны органов опеки и попечительства. В главе также отмечается запрещение участия детей в военных действиях (статья 33), защита прав ребенка при привлечении его к ответственности (статья 35), защита ребенка от насильственного перемещения (статья 37). Раздел V. Заключительные положения включает основные правила международного сотрудничества, контроля за реализацией Закона; ответственность за его нарушение).
Следует заметить, что Закон «О правах ребенка» имеет в области прав детей базовый характер, его принятие вызвало необходимость пересмотра содержания действующих на то законов и принятия новых, где отражались бы различные аспекты проблемы защиты прав детей. К числу законодательных актов, действующих в Республике Беларусь и имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме, помимо Закона «О правах ребенка» относятся:
· Закон «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г., новый вариант 2002 г., редакция 2006 г.);
· Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (1991 г., редакция 2002 г.);
· Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г., новая редакция 2002 г.);
· Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992 г., редакция 1997 г.);
· Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (1999 г.);
· Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (2000 г.);
· Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (2002 г.);
· Закон «О профессионально-техническом образовании» (2003 г.);
· Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004 г.);
· Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2005 г.);
· Закон «Об общем среднем образовании» (2006 г.), раскрывающий права, обязанности и ответственность, как учащихся школы (ст. 44), так и их законных представителей (ст. 47), а также педагогических работников (ст. 46).
Например, в числе прав учащихся в Законе «Об общем среднем образовании» отражены права детей на бесплатное начальное и среднее образование; выбор общеобразовательного учреждения; обеспечение учебниками, учебными пособиями; поощрение за успехи в учебе и примерное поведение; охрану жизни и здоровья в ходе педагогического процесса; защиту чести и достоинства; участие в молодежных и детских общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Беларуси и др. В числе прав педагогических работников в Законе отражены права на защиту чести и достоинства; творческую инициативу, выбор методов и форм обучения и воспитания, учебников и учебных пособий; участие в конкурсах профессионального мастерства, в управлении общеобразовательным учреждением через педагогический совет и органы самоуправления и др.
В целях координации и анализа усилий государственных органов по выполнению Закона «О правах ребенка» в РБ создана и целенаправленно работает Национальная комиссия по правам ребенка. На ее заседаниях рассматриваются наиболее актуальные и значимые вопросы положения детей, принимаются при необходимости конкретные решения по изменению ситуации. С 1999 года формируется система органов охраны детства. На сегодняшний день в 93 органах образования созданы отделы либо секторы по охране детства. Представителями органов охраны детства в учреждениях образования являются социальные педагоги.
Созданы условия для расширения участия детей в принятии решений и реализации их права быть услышанными. Стали традиционными национальные детские форумы, встречи лидеров детского движения. В стране зарегистрировано 132 молодежных и детских объединения, а также фондов и организаций, деятельность которых связана с оказанием разносторонней помощи детям и защитой их прав.
Для создания более эффективного механизма защиты прав ребенка многие страны создают у себя специальные органы по защите прав детей: институты уполномоченных по правам ребенка (омбудсмены по правам ребенка), а также детские (ювенальные) суды. В нашей республике на государственном уровне эти вопросы только начали обсуждаться. При содействии ЮНИСЕФ в июле 1998 г. был проведен «круглый стол» о необходимости введения в республике Института омбудсмена по правам ребенка. В Национальной комиссии по правам ребенка рассматривается вопрос о создании специальных детских судов (ювенальная юстиция). Однако все эти вопросы находятся на стадии разработки.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x