Законодательная власть

0 134

Институт главы государства

Вершину пирамиды власти представляет собой институт гла­вы государства. В современных государствах роль главы госу­дарства может исполнять монарх, президент, премьер-министр.
Глава государства — это политическая фигура, выступающая вер­ховным носителем власти. Но глава государства может выступать не только единоличным правителем, но и как коллегиальный орган.
• Монарх бывает наследным, назначенным (или избираемыми старейшинами правящей династии (Саудовская Аравия, Ката Свазиленд); избираемый другими монархами, которые возглавляют субъекты федерации (в Малайзии монарх — глава монархической федерации).
• Президент может избираться народом, парламентом или спе­циальными коллегиями из членов парламента, и представителей органов местной власти. Полномочия президента различаются в президентских, парламентских и смешанных республиках. Впер­вые пост президента был учрежден конституцией США в 1787 г. первым президентом стал Джордж Вашингтон. Сегодня пост пре­зидента существует примерно в 150 странах мира (в том числе в парламентских республиках). В ряде стран президент избирается на длительный срок: на 7 лет — в Италии, Ирландии, на 6 — в Бра­зилии, Мексике, Финляндии, на 5 — в Республике Беларусь, Гер­мании, Франции, Индии, на 4 года — в Аргентине, США, Колум­бии, Коста-Рике, на 1 год — в Швейцарии. Президентские выборы в Республике Беларусь проходили в 1994, 2001, 2006 гг.
• Глава государства выступает как коллегиальный орган, из­бираемый на определенный срок («коллегиальный монарх» в ОАЭ, «коллегиальный президент» избирался Президиумом Вер­ховного Совета в СССР, государственными (революционными) советами).
• Глава правительства — премьер-министр, канцлер.
• Генерал-губернатор — представитель британской монархии в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Барбадосе.Парламент (от фр. parler — говорить) — общегосударственный высший выборный законодательный и представительный орган страны, осуществляющий представительство интересов различ­ных социальных групп населения.
В литературе чаще всего отмечается, что первый парламент появился в Англии в XIII в. (1215 г.), когда по требованию вос­ставших феодалов английский король Иоанн Безземельный под­писал Великую хартию вольностей, а в 1265 г. лидер мелких феодалов (рыцарей) и городской верхушки Симон де Монфор в поисках союзника для борьбы с баронской олигархией собрал парламент. Система парламентаризма в Англии складывается позднее, лишь с XVI в. Свидетельством является принятие Билля о правах (1689 г.), закрепившего прераготиву английского парламента над короной. Итак, в XIII-XVI вв. парламент стал сословно-представительным органом власти.

Смотрите также  Тема № 6. Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран

К наиболее древним парламентам относят Испанские Кортесы, Вальный Сойм Великого княжества Литовского (1492 г.). Сойм ВКЛ с XVI в. стал наивысшим государственным законода­тельным контролирующим органом. Статуты 1529, 1566, 1588 гг. содержали нормы конституционного права. Исландцы также ут­верждают, что у древних викингов уже был парламент — Альтинг. Первым парламентом Российской империи стала Государственная пума (1906-1917 гг.). Учредительное собрание, избранное в нояб­ре 1917 г., проработав один день, было распущено. Верховный Совет СССР по Конституции СССР 1936 г. состоял из двух палат -Совета Союза и Совета национальностей.
Названия парламента отличаются в разных странах. К приме­ру, название «конгресс» используют в США и Латинской Америке (Конгресс в Венесуэле, Национальный конгресс в Чили), название «Национальное собрание» — в Беларуси, Португалии, Иордании, Южной Корее, Панаме, Пакистане; название «Федеральное собра­ние» — в федеративных государствах).
Парламент — Национальное Собрание Республики Беларусь состоит из Палаты представителей и Совета республики. Полно­мочия палат Парламента закреплены в ст.ст. 97 и 98 Конституции. Основными функциями Парламента являются представительная (представительство интересов) и законотворческая (подготовка и принятие законов).
Значимое положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. Парламента­ризм — система государственного управления обществом, характе­ризующаяся четким распределением законодательных и исполни­тельных функций власти, профессиональным характером Деятельности депутатов парламента, особой системой обычаев и традиций парламентской деятельности, а также развитой полити­ческой культурой граждан страны, признающих высокую роль парламента в общественной жизни и обладающих опытом участия в серии свободных выборов.

В XIX в. в большинстве европейских стран парламент стано­вится центральным институтом в системе разделения властей, ис­точником законодательства. В XX в. расширяются внешнеполи­тические и внешнеэкономические аспекты парламентской деятельности.
В структуру парламентов входят: высшие должностные лица (спикер, иногда — уполномоченный по правам человека — омбудсмен), комитеты и комиссии, партийные фракции, территориаль­ные объединения депутатов.
Рассмотрим виды парламентов. Парламенты делятся на одно­палатные (монокамеральные) и двухпалатные (бикамеральные). Однопалатными являются парламенты Финляндии, Дании, Шве­ции, Сенегала, Алжира, Мадагаскара, двухпалатными — Велико­британии, США, Италии, России, Беларуси.
Если сложился двухпалатный парламент, то основные реше­ния принимает орган второго уровня. Исторически двухпалатный парламент существовал для раздельного представительства сосло­вий. В современном мире двухпалатность чаще всего играет функ­цию обеспечения влияния субъектов федерации.
В 1980-е гг. (во апартеида) в ЮАР действовал трехпалатный парламент, в Югославии в 1960-70-е гг. было учреждено шесть палат парламента (для представительства республик, вхо­дящих в СФРЮ).
Статус и функции парламента не всегда одинаковы. В ряде стран основную нагрузку в законодательной работе при решении повседневных вопросов политической жизни несет нижняя палата парламента, а верхняя палата лишь утверждает (либо отвергает) предложенный проект закона. Верхняя палата может выступать в роли эксперта по отношению к нижней. В некоторых странах верхняя палата сохраняется как дань традиции, наделена кон­трольными полномочиями (Палата Лордов Великобритании).
Однопалатные парламенты и нижние палаты парламента формируются путем прямых выборов. Верхние палаты могут формироваться по принципу наследования (Великобритания), на основе частичного или полного назначения (Канада, Россия, Бела­русь) либо посредством избрания (США).
Рассмотрим четыре модели парламентов в зависимости от формы правления.
Первая модель характерна для парламентских республик или парламентских монархий (Нидерланды, Италия, Германия, Авст­рия, Бельгия, Венгрия и др.). Главный признак этой модели — ин­ститут политической ответственности правительства перед пар­ламентом. Парламентам предоставлено право вотума недоверия правительству, право отправлять правительство в отставку.
Вторая модель парламента характерна для стран с президент­ской формой правления, где существует жесткое разделение вла­стей. Исполнительная власть обладает правом вето на законы пар­ламента, законодательная — правом использовать импичмент (США).
Третья модель парламента существует в странах со смешан­ной формой правления. Классический пример — Франция. Парла­мент наделен правом вотума недоверия, действует реальный ин­ститут парламентской ответственности правительства. Однако в этой модели ряд функций законодателя принадлежат президенту. Президент имеет право роспуска парламента.
Четвертая модель сложилась в странах, где парламенты иг­рают декоративную роль. Иногда их называют «консультативны­ми парламентами». В Катаре это название официально применя­ется. Консультативная роль парламентов конституционно закреплена в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ. К этой группе можно отне­сти парламенты бывшего СССР, КНДР.
Функциями парламента являются нижеследующие:
• представительная — представительство интересов различ­ных социальных групп. Парламент — официальный орган народ­ного представительства, формируемый посредством выборов, осуществляющий связь власти с народом, с нацией. Благодаря деятельности парламентариев социальные интересы и проблемы получают политическое выражение, становятся объектом откры­той публичной дискуссии и законотворчества;
• властная функция — формирование народного волеизъявле­ния и создание законодательной основы для жизни общества. За­конодательство, принимаемое парламентом, устанавливает систе­му органов власти, сферу их деятельности, объем компетенции, порядок взаимодействия, правовое регулирование институтов гражданского общества и т.д;
• законодательная функция. Если две первые функции описы­вают предназначение и сущность парламента как политического института, то законодательная функция определяет особенности работы данного органа: подготовка, обсуждение и принятие законов, других нормативных правовых актов;
• финансово-бюджетная функция — утверждение госбюджета контроль за тем, чтобы выделенные средства расходовались целенаправленно; разработка и утверждение налогового и банковского законодательства;
• контрольная функция — реализуется в различных формах парламентского контроля. Объектом контроля чаще всего высту­пает правительство, а также деятельность главы государства, су­дебной власти, местного управления, государственных и частных предприятий. Формы парламентского контроля: отчеты прави­тельства, парламентские слушания, выражение вотума недоверия правительству. В английском парламенте — это прямые вопросы задаваемые премьер-министру и членам кабинета, в США — рас­следования парламентских комитетов.
Политико-правовой статус депутата предполагает наличие определенных прав и ограничений в депутатской деятельности. Депутаты, как правило, обладают особыми гарантиями неприкос­новенности. Депутат может иметь свободный или императивный мандаты, различающиеся по степени ответственности депутата перед избирателями. Императивный мандат означает обязан­ность следовать своим предвыборным обещаниям, наказам изби­рателей; депутат может быть досрочно отозван. Свободный ман­дат предполагает, что депутат представляет не просто жителей какого-то округа, а всех граждан страны. Обещания депутата не имеют юридически обязывающего значения.
Рассмотрим варианты роли депутата. В качестве наиболее распространенных концепций, взглядов на роль депутата можно назвать следующие:
• депутат представляет в парламенте партию, защищает и разъясняет ее политическую программу;
• депутат представляет прежде всего тех избирателей, кото­рые голосовали за него и его программу;
• депутат представляет в парламенте всех избирателей своего округа, в том числе и тех, кто голосовал против или воздержался. Он защищает общие социальные, экономические и политические интересы округа;
. -депутат на всех уровнях выражает и защищает интересы нации, страны в целом, каждой социальной группы.
Высококвалифицированная, честная работа народных пред­ателей на всех уровнях управления позволяет нейтрализовать негативные аспекты избирательной системы.

Смотрите также  Тема 11. Законодательная власть

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x