Астрономы впервые обнаружили черную дыру в шаровом скоплении

0 699

Международная команда астрономов во главе с исследователем  Бенджамином Гизерсом обнаружила звезду в шаровом скоплении NGC 3201, которая ведет себя очень странно. Звезда, по-видимому, вращается вокруг неактивной черной дыры с минимальной массой 4,36 солнечных масс. Статья, описывающая открытие, публикуется в ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества (препринт arXiv.org).

Шаровые звездные скопления представляют собой огромные сферы десятков тысяч звезд, которые вращаются вокруг большинства галактик.

Они относятся к числу старейших известных звездных систем во Вселенной и относятся к началу роста и эволюции галактик. В настоящее известно, что более 150 из них принадлежат нашей Галактике Млечный Путь.

Один конкретный кластер, называемый NGC 3201, теперь изучается с использованием прибора Multi Unit Spectroscopic Explorer (MUSE) на  большом телескопе ESO в Чили.

Д-р Гистерс и соавторы обнаружили, что одна из звезд NGC 3201 ведет себя очень странно — ее отбрасывает назад и вперед со скоростью несколько сотен тысяч миль в час, причем образец повторяется каждые 167 дней.

«Звезда вращалось вокруг чего-то совершенно невидимого — это может быть только черная дыра», — сказал доктор Гизерс.

По своим наблюдаемым свойствам масса была определена примерно в 0,8 раза массы нашего Солнца, а масса черной дыры была рассчитана примерно в 4,36 раза больше массы Солнца.

Недавние обнаружения радио- и рентгеновских источников в шаровых скоплениях, а также обнаружение сигналов гравитационной в 2016 году, возникающих при слиянии двух черных дыр, свидетельствуют о том, что эти относительно небольшие черные дыры могут быть более распространены в шаровых скоплениях чем считалось ранее.